Апостол Павел сказал в 1 Коринфянам: “…но смиряю и порабощаю тело мое” (9:27). Насколько необычным это может показаться?! В буквальном смысле это означает нанесение себе телесных повреждений. Действительно ли в этом была необходимость для Павла? Конечно, мы можем поспорить, что Богу известны наши слабости, и что Он – милостив, и не слишком многого ожидает от нас! Несомненно, не нужно заходить так далеко, чтобы добиться самоконтроля, не так ли?
Однако Павел показывает нам, что он принял учение Иисуса со всей серьезностью. Лучше истязать себя, чем быть изгнанным из Царства Божьего!
Однажды ученики подошли к Иисусу и спросили: “Кто больше в Царстве Небесном?” Иисус наглядно продемонстрировал им свой ответ, подозвав к себе из толпы ребенка, который послушно повиновался ему. Иисус поместил дитя в середину группы и сказал: “Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном” (Матфей 18:1-4).
Иисус говорит нам, что мы должны обучиться искусству вести себя как дети, чтобы быть принятыми Богом. В действительности, привилегия быть сыном или дочерью Бога, требует от нас доверия, послушания, дисциплины, зависимости и желания обучаться и расти, естественно следовать примеру Отца. Может показаться, что и мы с вами находимся в положении апостолов. Эти вещи становятся всё труднее со временем, когда мы становимся ни от кого независимыми; самонадеянными, больше полагаемся на наш собственный разум и суждения, чем на Отца.
Когда Павел описывает свою битву за самоконтроль и дисциплинированность, он показывает нам, как трудно развивать в себе характеристики сынов Божьих, и как с возрастом нарастает и наша борьба!
В точности, как и Павел, Иисус поучает нас, что как только мы обнаружим тенденцию полагаться только на себя, а не на Бога, мы должны предпринять срочные меры, чтобы взять себя под контроль. Поступая так, мы уклоняемся от неизбежных последствий – от вечной смерти, к которой обязательно придем, если будем полагаться только на себя и угождать себе.
Поэтому, “если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный” (ст.8). Если твоя нога пытается увести тебя куда-то, куда ты не должен идти… если твои руки погрязли в грехах… отсеки их!
Устранять органы или члены своего тела, чтобы предотвратить совершение греха, – еще более экстремальное занятие, чем избивание Павлом самого себя. Я уверен, что лучше уж буду бичевать себя ради достижения самоконтроля, чем отсеку какой-либо орган, чтобы прекратить грешить. Однако Иисус подразумевает здесь то, что если мы не пожелаем тренировать свой разум, мы не сможем достичь Царства Божьего.
У нас даже есть поговорка: “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”. Как точно это подчеркивает необходимость тренировать себя ради достижения набожности. Если мы желаем разделить обетования Божьи в будущем, если мы действительно желаем этого, тогда я призываю вас к самодисциплине и самоконтролю сейчас.
Поэтому наверняка Павел имел основания, когда говорил, что будет даже истязать себя ради достижения полного контроля над собой. Возможно, и мне нужно зайти так далеко, чтобы воспрепятствовать распространению греха в моем теле насколько это возможно. У моей человеческой природы нет извинений при угождении себе. Мне кажется, это вопрос по существу. Действительно ли мое желание принять Христа со всеми вытекающими последствиями, и посвящение жизни на служение Ему важны для меня настолько, чтобы подвергнуть себя достижению самодисциплины и самоконтроля таким отчаянным способом?
Иногда мы склонны оправдывать себя, заявляя следующее: важно то, что в моем разуме, а не действия моего тела. Однако мысли и поступки не могут быть разделены. На наше тело влияет наш разум, наши намерения, наши мысли и желания. Если же основное влияние на наше тело оказывает Господь Иисус Христос, тогда оно естественным образом будет реагировать на это день за днем. Если же, с другой стороны, в глубине сердца наше желание служить себе преодолевает желание служить Христу, то тело будет реагировать соответствующим образом.
Павел настаивал на том, что желает в своей жизни больше угождать Богу, нежели кому-либо другому. Благодаря этому желанию, он говорил, что готов пойти на любые крайности в достижении самоконтроля. Далее он сравнивает верующего с атлетом. “Не знаете ли, – говорит он, – что бегущие на ристалище [в древней Греции – арена для состязаний в беге] бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить” (1 Коринфянам 9:24). Когда бегун начинает забег, все его мысли сосредоточены на том, чтобы выиграть его. Долгие приготовления, многочисленные тренировки в течение месяцев – всё это только для того, чтобы пересечь финишную линию в качестве победителя. Какой вызов! Они делают это “для получения венца тленного, – говорит Павел, – мы – нетленного” (стих 25). Вот почему Павел продолжает словами: “Я бегу не напрасно…” [см. греческий] (стих 26). Он участвует в забеге жизни в Истине с такой же целеустремленностью, решимостью и дисциплинированностью, как и этот атлет, если не больше, потому что наградой в гонке Павла была – вечность.
“(Итак) бьюсь не так, чтобы только бить воздух” (стих 26) – продолжает Павел. ‘Я не боксирую воздух, – говорит он, – не просто представляю воображаемого соперника напротив себя. Нет, – говорит он, – я борюсь с собой’. В одном углу ринга – Павел, человек со всеми присущими ему слабостями и падениями, в другом – тоже Павел, человек, который хочет более всего победить эти слабости и падения, чтобы стать подобным Господу Иисусу Христу. Эта битва продолжается всю жизнь.
Лучшим примером подобного конфликта является Иисус Христос. Он вознес свое тело на крест и полностью подчинил его себе. В его разуме боль и муки, лежащие перед ним, не имели никакого значения. Радость от угождения Отцу, от приведения многих сынов и дочерей к Богу, была гораздо важнее для него. Вот что познаем мы, когда вспоминаем его в хлебе и вине, которые есть тело и кровь Сына Божьего. Если мы искренне и полностью разделяем в трапезе всё, что он был готов совершить для нас, мы должны в то же самое время принять этот вызов в нашей жизни. Мы не можем благодарить Иисуса за его жизнь, преданность, послушание и просить Бога простить наши грехи, если не будем предпринимать усилий держать под контролем свое тело. Мы не сможем понять жертвы Христа за нас, если в нас не возникнет желания принести свою личную жертву – усмирить и поработить свою плоть.
“Подвигом добрым я подвизался, – пишет Павел Тимофею, – течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его” (2 Тимофею 4:7,8).
Джонни Маннелл (25.02.2001г.)