Библейские проповеди
Песни Песней
7.05.2012

Из всех книг Писания, возможно, Песни Песней Соломона представляют для нас наибольшую загадку, когда мы стараемся понять ее послание. Особый стиль, тема и тот факт, что мы с трудом можем найти ссылки на нее в других частях Библии, скрывают неким образом ее цель и значение. Именно поэтому мы решили сделать попытку приоткрыть ее тайны, что может оказаться полезным для всех нас. В конце концов, эта изысканная “нитка жемчуга” представляет свою часть Слова Божьего, которое написано для нашего научения. Она вносит свою лепту в познание Господа нашего Иисуса Христа и помогает нам неким образом жить в Истине.

Кажется вполне резонным задать вопрос, каково предназначение этой песни, что она сообщала тем, кто впервые ее слышал или использовал ее. Во-первых, это собрание песен, как стихи составляющие поэму, каждая из которых представляет собой законченное целое; во-вторых, это гимн любви, в особенности той любви, которую переживают юные возлюбленные впервые в своей жизни.

Одна из интерпретаций предполагает, что ее использовали во время свадебного застолья. И до сих пор в некоторых государствах на востоке существует обычай, когда новобрачные в течение недели объявляются “Царем и Царицей” и во время празднования восседают на самодельном троне в своих свадебных одеждах. Вся деревня веселится перед ними, выражая свою радость их счастью. Песни Песней высоко превозносят непорочность и высокие моральные добродетели невесты. Они восхваляют перед всеми ее чистоту и преданность и предупреждают о таящихся вокруг мирских опасностях. Они учат, что истинное счастье можно познать не в мирских удовольствиях, а в единении и возрастании сердца и души. Истинная любовь проявляет себя в единстве высоких моральных ценностей, которые притягивают молодых людей друг ко другу, и двое становятся одним целым.

То, что истинный брак является именно таковым, вытекает с очевидностью из книги Бытие, когда Ева была сотворена особым актом творения и представлена Адаму, воскликнувшему при этом: “Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей”. Сам Иисус подтверждает: “Будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает”. Каждый брак, поэтому, должен отражать собою этот небесный идеал. Остается только сожалеть, что через соблазн и обман Адам и Ева утратили навсегда свою невинность. Желание, заменившее собою любовь, объединило их в грехе.

Поэтому Песни Песней являются напоминанием первоначального Божьего замысла в отношении брака, до того как грех вошел в мир и исказил этот замысел. Они предупреждают о порочности потери чистоты и предрекают время, в которое подлинные, первоначальные Божии ожидания наконец-то найдут свое решение.

Традиционно Песни поются евреями на празднике Пасхи (евр. “Песах”), как напоминание о времени, когда Бог избрал для Себя Свой народ и вывел его из Египетского рабства. “Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее… и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской” (Осия 2:14,15).

Некоторые считают, что Соломон написал Песни как апологию (оправдание), чтобы наставить Израиль на путь истинной верности по контрасту своего собственного примера неудачи в этом, как нам всем хорошо известно (3 Царств 11:4).

Внимательное изучение Песен показывает, что в них включен ряд действующих лиц. Сама Суламита, ее братья, ее спутники и ее возлюбленный. Здесь также и Соломон, его доблестные воины и дочери Сиона или Иерусалима. Любая интерпретация должна иметь это в виду.

Было бы удивительно, если ли бы Песни не несли в себе описания какого-то реального события, хотя Писание и не содержит упоминания каких-либо событий, имеющих реальную историческую связь с Песнями. Известно, что некоторые олицетворяют Суламиту с Ависагой Сунаметянкой, которая утешала Давида в его старости, и которую после его смерти просил себе в жены Адония (3 Царств 2:13-25). Однако детали, приводимые в поддержку этой идеи, явно не достаточны. Возможно, реальная историческая основа только сузит рамки этой поэтической книги.

Конечно, это рассказ, но, подобно притче, раскрывает себя постепенно. Если его пересказать, то сюжет будет выглядеть следующим образом. Братья прекрасной юной девушки Суламиты озабочены тем, чтобы она достигла брачного возраста, не будучи запятнанной преждевременной связью с неподходящим пылким обожателем. “Что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее? Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра; если бы она была дверь, то мы обложили бы ее кедровыми досками” (Песни 8:8,9). Вскоре, однако, она встретила и полюбила молодого пастуха, который ответил ей взаимной любовью. “Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? Где отдыхаешь в полдень? К чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? (возлюбленный) Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец, и паси козлят твоих подле шатров пастушеских” (1:6,7). Далее он предлагает ей: “Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!” (2:10-13). Ее братья, тем не менее, беспокоящиеся о ее репутации освобождают ее от заботы об овцах и вместо этого отсылают ее на работу в виноградник. “Сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники” (1:5). Ее возлюбленный медлит, она же, хотя и обеспокоенная отсутствием своего возлюбленного, всё еще наслаждается перспективой увидеть его в будущем. “На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его” (3:1). Ее мечты драматически прерваны внезапным вторжением Соломона, который, привлеченный ее красотой, приглашает ее присоединиться к его женам и стремится завоевать ее расположение чрезмерной лестью. “Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника? Вот одр его — Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых” (3:6,7). Тем не менее, она остается верной своему возлюбленному и отсылает ему послание о своей неизменной любви к нему, что приводит его в сильный восторг.

Царь, в свою очередь, настаивает на своих желаниях и окружает ее всеми прелестями своего двора. Но всё тщетно. Несмотря на сказочные перспективы, она отвергает его ухаживания. Храня верность и преданность своей первой любви, она считает все посулы Царя недостойными ее истинной любви. Потерпев неудачу, Царь позволяет ей вернуться домой к своему возлюбленному. Он заверяет ее в своей любви и радуется ее верности и их любви друг к другу. “Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник” (4:12). Обоих радостно встречает ее семья и восхваляют ее добродетель. “Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного” (8:5). Суламит своему Возлюбленному: “Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она — пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением” (8:6,7).

Какой урок во всем этом для нас? Отец призвал нас, как призвал Израиль, услышать голос нашего Пастуха, того, который “больше чем Соломон”, любить Его как Он возлюбил нас. “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас” (Иоанн 15:12). Любовь наших братьев к нам выражена апостолом Павлом: “Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе” (2 Коринфянам 11:2,3).

Давайте же будем готовы к брачному пиру Агнца, вспоминая Христа, как должны это делать, преданно следуя за Ним, в предвидении ожидаемой радости в Его присутствии.

“Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту украсил убранством. Ибо — как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, — так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами” (Исаия 61:10,11).

Джон Даннинг (07.05.2000г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.