Отрывки для чтения: Левит 26, Псалмы 136-138 и Луки 9.
История о том, как были накормлены 5000 человек, упоминается во всех четырех евангелиях. Сравнив эти повествования, мы найдем дополнительную информацию, которая поможет распознать важный для нас посыл. Например, в Луке 9:10 говорится, что люди были накормлены в «пустом месте». Нас наводят на мысль о связи между тем событием, когда кормили людей в пустыннном месте и когда Бог чудесным образом кормил детей Израиля манной в пустыне.
Если мы откроем Марка 6:34, мы прочтем, как Иисус, когда посмотрел на множество людей, «сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря». Мы снова вспоминаем, как израильтяне странствовали по пустыне, и Моисей просил: «А поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека, который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря» (Числа 27:16-17).
После того как израильтяне вышли из Египта и перед тем, как войти в Обетованную землю, после смерти Моисея Бог дал им пастыря. Как говорится в Числах 27:18: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух…». Жизнь Иисуса Навина стала типичной для жизни Иисуса.
Для нас очевидна связь между событием, когда были накормлены 5000 человек, и странствованием Израиля по пустыне. Люди, которых накормил Иисус, снова были в пустыне – не только в буквальном смысле, но и в духовном. Так же, как и их предкам, им нужна была не только пища, но и пастырь, который бы их вел. В Ев. от Иоанна 6:31-35 Иисус объясняет большую разницу между манной, которую ели израильтяне и хлебом с небес, которым он был сам.
В стихе 14 той же главы мы читаем: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир». Люди тоже увидели связь этого события с чудом, когда в прошлом Бог чудесным образом посылал пищу. Они увидели связь с великим пастырем, когда евреи странствовали по пустыне, ссылаясь на пророка, которого обещал Моисей во Второзаконии 18:18: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему».
Люди знали свою историю и надеялись, что Иисус из Назарета исполнит их надежду в отношении восстановления Израиля. Поскольку этот человек смог таким чудесным образом их накормить, что еще он сможет сделать? Иисус мог читать их мысли и казалось, что даже ученики могли попасться на мыслях, которые проносились в толпе: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Иоанна 6:15).
На следующий день люди, которые всё еще хотели получить бесплатную пищу, последовали за Иисусом в Капернаум, находящийся на другом берегу моря. Но Иисус не демонстрировал больше чудес, он решил повлиять на их духовность. В стихе 26-27 говорится: «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий».
Затем, чтобы подчеркнуть важность этой темы, Иисус ясно сказал им, что манна в пустыне на самом деле была символом смерти: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли» (стих 49). Хотя манна и была чудом, всё, что в ней было ценного, это поддержать жизнь на текущий день. Исключением была только манна, которую они собирали в пятницу. Эту манну они ели в этот день и на следующий, в субботу. В оставшейся на более длительное время манне заводились черви и она издавала зловонный запах (Исход 16:16-24). Точно так же, физический хлеб, который дал им Иисус, не мог храниться долго.
Причина сотворения чуда заключалась не просто в желании накормить голодный народ, а в том, чтобы рассказать им о хлебе, который дает Бог, и если они его будут есть, то будут жить вечно. В Евангелии от Иоанна Иисус ясно говорит о связи между хлебом, данным Богом, и собой. В Иоанна 6:51 он так говорит о себе: «Я хлеб живой, сшедший с небес». То есть Бог послал Иисуса, чтобы люди смогли получить жизнь, которую он принес. Чтобы ее получить, они должны быть готовы питаться словами Иисуса: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (стихи 50-51).
Конечно, мы не можем питаться Иисусом в буквальном смысле. Хлеб, который мы едим во время хлебопреломления каждую неделю, является просто хлебом и этот хлеб остается хлебом и после молитвы Богу. Он представляет собой символ жизни Иисуса. Вкушая хлеб, мы выражаем свое желание питаться Господом. Питаясь его словами, мы сосредотачиваемся на небесной пище, которая будет длиться до вечной жизни (стих 27).
В заключение давайте вернемся к тому чуду, когда были накормлены 5000 человек, и зададим последний вопрос: «Почему нужно было позаботиться об остатках?» (стих 12). Здесь видна большая разница с манной, которую не сохраняли, потому что она очень быстро портилась. Подобным образом, те, кто пытался формально соблюдать закон Моисея, оставались с порчей и осуждением, потому что закон мог только усилить грех и слабость. Постоянные жертвы не могли уничтожить грех (Евреям 10:1-4). Иоанн говорит, что хлеб от Бога не был просто для утоления голода. В этом чуде содержится послание о более важном хлебе и если человек будет питаться таким хлебом, он будет жить вечно. Нужно осторожно относиться к избытку хлеба: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (стих 12). «И собрали, и наполнили двенадцать коробов» (стих 13).
Божьи люди получали в избытке – на самом деле больше, чем им было нужно. Парадоксально, что этот момент в служении Иисуса привел к измене и, в конечном итоге, к его смерти. Но его смерть, вызванная отказом от него евреев, принесла жизнь всем, кто готов питаться ним. Принимая сейчас хлеб и вино, символы его жизни, смерти и воскрешения, давайте будем благодарными.
Альф Альфри (18.03.2012г.)