Библейские проповеди
Енох угодил Богу (Евреям, гл.11)
2.12.2006

Мы все хотим угодить Богу, ибо если мы не угождаем Ему, то не можем и следовать за Иисусом. Когда мы читаем к Евреям 11:6, понимаем, что без веры угодить Богу невозможно. От Всемогущего Енох «получил… свидетельство, что угодил Богу» (стих 5). Это свидетельство то же самое, в которомсвидетельствованы древние (стих 2), и которое получил от Бога Авель (стих 4), как и все, свидетельствованные в вере, о которых говорится в этой главе (стих 39). Все они объединены в облако свидетелей (12:1). Все эти люди, упомянутые в этой главе, показывают нам примеры веры и то, как она может быть явлена. Но только о Енохе в стихе 5 сказано, что он угодил Богу.

Итак, как же Енох угодил Богу? В Послании к Евреям 11 Енох является уникальным из всех примеров, так как только о нем ничего не сказано, что он сделал по вере. Другие являли свою веру делами: Авель, к примеру, принес лучшую жертву, а Ной построил ковчег. В стихах 33-38 дается длинный список людей, которые в делах являли свою веру и страдали за нее. Некоторых можно легко сопоставить с библейскими персонажами: например, в стихе «заграждали уста львов» (ст. 33) говорится о Данииле (Дан. 6:19-23). В случае же с Енохом нам говорится лишь о последствиях его веры: «Енох переселен был так, что не видел смерти» (стих 5).

Итак, единственное, что мы знаем о Енохе, это то, что он угодил Богу, хотя и жил среди нечестивых людей. Он жил перед потопом, когда люди угождали только себе. Неприятно читать Бытие 3:19-24 и 6:1-7. Многие люди пошли собственным путем, подражая убийце Каину, и в результате общество стало жестоким и безбожным. Каин построил город, чтобы укрыться в нем от осуждения Бога, по которому он должен был стать изгнанником и скитальцем на земле (Бытие 4:12). Стало процветать многоженство, чего Бог никогда не одобрял, ибо идеальная для Бога форма супружества: один мужчина + одна женщина. Ламех, чье имя означает «сильный», явил человеческую страсть к власти и склонности к жестокости. У него было две жены, чьи имена имели особое значение. Имя Ада означает «украшение», а имя Цилла – «утеха»; оба имени концентрируются на внешней привлекательности, нежели на характере. То же самое происходит и сегодня, для мира сего главнее всего внешняя сторона. Поколение после Ламеха продолжило начатое им: Иавал стал родоначальником торговли, а Иувал любителем развлечений и удовольствий. Тувалкаин стал изготовителем орудий и оружия, а дочь Ламеха Ноема («очарование») подтвердила на деле свое имя, данное ей за ее внешность. Множество из того, чем занимались эти люди, может показаться более-менее безобидным, и всё же не нужно забывать, что все потомство Ламеха погибло в потопе. Эти тяжкие времена очень напоминают наши, как о том было предсказано во 2 Тимофею 3:1-7.

Вот в такие беззаконные времена жил Енох (Бытие 5:21-24). О нем почти ничего не говорится в книге Бытие, сказано только, сколько он жил, да еще упоминается имя его сына. В стихах же 22 и 24 дважды сказано, что «ходил Енох пред Богом», как и то, что «Бог взял его». На еврейском языке Енох ходил не «пред» Богом, а «вместе, с» Богом, как двое, идущие вместе в одном направлении, к одной и той же цели. Мы знаем, когда двое идут вместе, то они, как правило, идут нога в ногу. Чудесный образ гармонии, возникающий между Творцом и человеком, который стремится идти Его путем. Ту же самую гармонию между Богом и человеком можно увидеть в жизни Ноя (Бытие 6:9) и Давида (3 Царств 8:25), и еще двух людей, явивших примеры великой веры. Ходить с Богом – цель каждого, пытающегося угодить Богу. Как в Мих. 6:8 говорится: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

Второй ключ к загадке о Енохе можно найти в Послании Иуды 14-15. Енох, говоря от лица Бога, обличал нечестивых того времени, пророчествуя им о грядущем суде. Часто повторяющееся слово «нечестие» в стихе 15 говорит о том, что Енох жил среди нечестия, а чтобы обличать таких людей нужно обладать необычайно твердой верой, что и было признано Богом. Мы и сами иногда с большим нежеланием делаем это, ибо совсем неприятно говорить другим о том, что они поступают неправильно, а потому их ожидает смерть. Что если они не покаются, они обязательно умрут! Всё, чем мы можем помочь им – познакомить их с истиной. Все наши некрещеные друзья и родственники приговорены к смерти, а потому нам нужно проповедовать им. Нам может помешать этому страх потерять дружбу, но если человек действительно дорог, нам необходимо говорить ему о Царстве Божием. Нам точно известно, что Господь Иисус вместе со Своим Отцом думают о нас (1 Тимофею 2:11-13), однако нам не нужно быть очень умными, слишком начитанными и высокомерными при проповедовании. Для этого необходимо хорошо подготовиться. Если кто-нибудь спросит вас, во что вы верите и почему, что вы ему ответите? Если у вас в запасе листовка, или что-нибудь еще, что бы вы могли предложить ему почитать? Если кто-то спросит, какой мир настанет, есть ли у вас готовый ответ на это?! Сему миру со всей его испорченностью и злобой (как во времена Ноя) приходит конец. На место его идет Царство Божие, где будут царствовать праведность, справедливость и мир. Петр наставляет нас быть «всегда готовыми всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:5), что нам и необходимо делать.

Последствием веры Еноха было его «переселение». Греческое слово, переведенное здесь как «переселение», также переводится и как «переходить, обращать, переносить». «Енох переселен был так, что не видел смерти», как о том говорится в Евреям 11:5. Когда ему было всего-навсего 365 лет (около трети жизни остальных его родственников!), как о том написано в Бытие 5:24, «не стало его, потому что Бог взял его». Нам сказано, что Бог взял Еноха, но точно не говорится, как это случилось. Известно только, что он умер (Евреям 11:13,39). Причина, по которой Бог так поступил, кроется, как кажется, во времени жизни Еноха, о чем рассказывается в Послании Иуды 10-11 и 15-16. Люди были нечестивы, ходили путями Каиновыми, произносили надутые слова, являя свое высокомерие и презрение ко всему, что связано с Богом, как это происходит и сейчас, как поступал и жил Ламех. Ламех, будучи седьмым от Адама, вполне возможно, был современником Еноха. Когда мы задумываемся над его словами, записанными в Бытие 4:23-24, то слышим его высокомерие: «послушайте голоса моего», – хвастался он своей властью и жестокостью, сравнивая себя в этом с тем, что сделал Каин. Он жесток и мстителен – совершенно противоположен Еноху, человеку Божию. Суть горячности сказанного в Бытии 4:23 не совсем понятна. Возможно, Ламех здесь говорит о том, как он думает поступать, а не о том, как он уже поступил. Другими словами, это угроза. Имея всё это в виду, можно легко представить себе, что проповедь Еноха была направлена на обличение именно Ламеха за его нечестие. Возможно, Бог взял Еноха только потому, чтобы избавить его от жестокой руки Ламеха.

Это объяснение того, что произошло с Енохом, довольно интересно, ведь то же самое может вполне произойти с верующими в день пришествия Иисуса. Из Луки 17:33-36 нам известно, что все мы будем взяты и предстанем на суде. Как приготовиться к нему? Нам уже сейчас необходимо стараться угождать Ему, как это делал и Енох (1 Петра 4:19; Колоссянам 3:1-4), ходить с Богом, жить верой. Жизнь Еноха является также хорошим примером того, как отделять себя от мира сего. Мы должны каждый день быть готовы, оставить всё, чтобы немедленно последовать за нашим Господом. Если нам трудно жить в этом мире, если он не принимает нас, всегда можно вспомнить о Енохе, как и о том, что «познал Господь Своих» (2 Тимофею 2:19), как и то, что ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:39). Енох подвизался добрым подвигом, совершил течение и сохранил истину (2 Тимофею 4:7-8). В наши дни и нам приходиться отстаивать свою веру, а потому давайте вместе с Павлом будем уверены в том, что и нам готовится венец правды, который даст Господь, праведный Судия, в день оный; и не только нам, но и всем, возлюбившим явление Его.

Эндрю Хэйл

Книги:  |

Комментарии закрыты.