Обучая своих учеников молиться, Иисус говорит: “Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день…” (Матфея 6:9-11). Эта простая, но глубокая молитва в основном сосредоточена на высоких чаяниях, но она также советует просить у Бога ежедневную пищу. Просьба о необходимой нам физической пище также имеет глубокий духовный смысл.
Мы не должны презирать наши прекрасные тела, даже если они стареют и постепенно перестают работать. Как говорится в Псалме 138:14, наши тела чудесным образом созданы Богом. В учение Иисуса вовлечен весь человек – как физический, так и духовный. Павел подтверждает это, говоря коринфянам: “… вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии” (1-ое Коринфянам 6:19,20). Нам нужна пища и для тела, и для духа, ибо и то, и другое важно каждый день.
Евангелие от Иоанна 6:32-35 дает интересный комментарий о предоставлении манны Израилю в пустыне, что имеет еще более глубокий смысл. Люди, говорившие с Иисусом, сказали: “Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: “хлеб с неба дал им есть” (стих 31). Иисус ответил: “Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда” (стихи 6:32-35). Иисус – совершенный, животворящий хлеб с Небес.
В Евангелии от Луки 11:5-13 Иисус также говорит о пище и, в частности, о хлебе. Здесь мы снова видим, что пища используется в притчах на двух уровнях: в повседневном аспекте, а также для обозначения пищи для нашего разума (конечно, Бог знает, что нам нужно). Задача состоит в том, чтобы признать, что нам нужна не только физическая пища, но и духовная. Иисус говорит: “Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” (Матфея 7:8). Ученики должны были увидеть связь между Богом, кормившим Израиль в прошлом, и чудесным насыщением Иисусом множества людей, пришедших к нему.
В Иоанна 6:5-13 рассказывается о насыщении 5 тысяч человек. Стих 14 говорит: “Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир”. Только это чудо появляется во всех четырех Евангелиях, подразумевая, что нам говорят нечто очень важное: Иисус способен накормить тех, кто приходит к нему и слушает его слова. Это одно из великих знамений в Евангелии от Иоанна, которое подчеркивает уникальность совершенного Сына Человеческого, слова, ставшего плотью (Иоанна 1:14).
Иисус знал, что многие из его слушателей, которых он чудесным образом кормил, хотели сделать его царем, но по ложным причинам. Ими двигали материальные мотивы, и поэтому он отстранился от них. Когда они снова нашли его, Иисус объяснил причину их побуждений: “Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал” (Иоанна 6:26-29).
Затем следует интересный диалог, о котором мы уже упоминали. Настроение немного меняется по мере того, как их традиция побуждает их к сравнению с хлебом, данным в пустыне. Они хотят больше чудес от Иисуса. Похоже, они не впечатлены сравнением с предоставлением манны Моисеем. Манна миллионы раз кормила людей долгие годы, Иисус же просто накормил несколько тысяч. Но Иисус говорит о гораздо более глубоких вещах, которые его слушатели, похоже, не осознавали.
В стихе 33 мы встречаемся с выражением «Хлеб Божий», явно использованном в отношении Иисуса. Мы можем найти подобные фразы в Ветхом Завете, например, в Левит 21: 6,8, 17 и 22, когда говорится о правилах для священников и жертвоприношениях: “Они должны быть святы Богу своему… ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему, и потому должны быть святы. Святи его, ибо он приносит хлеб Богу твоему: да будет он у тебя свят, ибо свят Я Господь, освящающий вас… никто из семени твоего… у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему… хлеб Бога своего… он может есть”. Можем ли мы из этого заключить, что в то время как священник (ходатай) и жертва должны быть святыми, менее совершенные могут есть этот принесенный жертвенный хлеб? Несомненно, стихи из Евангелия от Иоанна 6:36-41 показывают, что Иисус является совершенным исполнением этих ветхозаветных стихов: “Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Всё, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: «Я есмь хлеб, сшедший с небес”.
Затем Иисус продолжает, очень ясно давая понять, что точно так же, как Бог чудесным образом давал манну в прошлом, так и теперь Он дает нечто гораздо лучшее, потому оно нетленно. Иисус сказал в Иоанна 6:48-58: “Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей‐то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек”.
Тем, кто следовал Закону Моисея, было запрещено есть плоть и кровь. Также в прошлом израильтяне стали относиться к обычной манне с презрением: “И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища” (Числа 21:5). Теперь у них было презрение и к истинному хлебу (Иисусу), который был с ними. Как предсказано в Исаии 53, он был презираем и отвергнут ими; он был презрен, и они не почитали его; он был оскорблением; камнем преткновения; и, конечно, не признавался ни хлебом Божьим, ни, тем более, обещанным им Мессией.
Но для нас Иисус – это истинный хлеб вечной жизни, наш Помазанный Спаситель, не символ или прообраз, а реальность. Он отдал свое тело, свою плоть и свою кровь, чтобы принести жизнь всем, кто придет принять его жертву и жить вечно. Он просил нас помнить о жертве настоящей плоти и настоящей крови в символах хлеба и вина. Мы должны делать это регулярно, чтобы вспоминать его, пока он не придет!
Майкл Киппс