Библейские проповеди
«Направляя наши стези»
20.07.2003

В книге Иеремии, глава 10, пророк высказывает упрек Израильскому народу за их бездумное идолопоклонство. Они даже не могли осознать, насколько глупым и нелогичным выглядело их поклонение куску дерева или металла, которому они придали форму и разукрасили по своему усмотрению, а затем сами носили на плечах. Какой контраст между идолами и «Живым Богом» – «Он есть Бог живой и Царь вечный». Одного Его прикосновения достаточно для того, чтобы вся земля содрогнулась (ст.10).

Когда Иеремия говорит в стихе 23: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим», извиняется ли он за нечестивое поведение его соплеменников? Говорит ли он здесь о том, что Израильтяне просто не могут более мыслить логично? А, может, он говорит о себе? Прочитаем следующий стих: «Наказывай меня, Господи, но по правде…» (ст.24). Действительно, пророк говорит не об Израиле, но о собственном поведении.

Что Иеремия хочет этим сказать? Почему человек не может управлять своими путями? Два ответа приходят на ум: 1) Иеремия имеет в виду, что человек не может самостоятельно принимать решений и нуждается в Божьем вмешательстве в его мысли, чтобы исправлять его поведение; 2) Иеремия понимает, что не способен самостоятельно определить свой жизненный путь и полагается на Бога, чтобы Тот  управлял обстоятельствами.

Оба этих предположения могут объяснять выражение «не во власти идущего давать направление стопам своим», и поэтому любой человек нуждается в Божьей помощи. Но какое из двух верно?

Внимательно изучая каждое слово в выражении, мы сами найдем правильный ответ. Например, слово «путь, направление» в стихе 23 буквально означает тропинку, пеший путь. Следовательно, Иеремия подразумевает больше наш жизненный путь, чем просто помышления разума. Если это действительно так, то он абсолютно прав, утверждая, что человеку не под силу самому выбирать себе дорогу, он не может следить за своими стезями. Иаков говорил, что мы даже не знаем, что принесет завтрашний день. Ни один человек не может предсказать, что принесут следующие 24 часа и, тем более, что случится через несколько лет. Таким образом, мы непременно нуждаемся в помощи Всемогущего Бога.

Книга Притч в нескольких местах передает ту же мысль, противопоставляя человеческие замыслы с Божьим руководством: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (16:9). «От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?» (20:24). Эти стихи снова говорят нам о том, что Бог управляет жизненными обстоятельствами, в которых мы оказываемся, и таким образом определяет наш путь. Человек может пожелать следовать в одном направлении, но воля Божья может состоять в том, чтобы он следовал совершенно в противоположную сторону.

Псалом 36 развивает эту мысль дальше: «Господом утверждаются стопы такого (благочестивого) человека, и Он благоволит к пути его» (36:23). Обратите внимание, что в этом отрывке мы снова встречаем те же два слова «стопы» и «путь», как и в Иеремии 10:23. Итак, Бог заинтересован в жизненном пути, по которому следуют избранные Им; Он принимает участие в их делах.

Ничто из написанного здесь не должно удивлять нас. Сам Павел пишет в Послании Римлянам: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (8:28). Всё содействует ко благу (к добру), и ничего не происходит случайно; любые ситуации и события в нашей жизни принесут пользу нам, так как Бог стоит за этим.

Простой пример этому мы можем найти в Деяниях, глава 16, где Лука описывает изменения в планах во время одного из миссионерских путешествий Павла: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (ст.6,7). Как это произошло, нам не описано, но Павел увидел в событиях руку Божью. Причина вскоре становится ясна: «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (стих 9). И снова интересно отметить, что греческое слово «приди» – то же самое слово, которое использовано в Иеремии 10:23 (Септуагинта), где оно переводится на русский, как «направление». Так Бог направил стези Павла посредством показанного ему видения. Всё содействовало ко благу не только для него самого, но также и для многих живших в Греции, впервые услышавших Благую Весть.

Если мы сегодня впервые осознали, подобно Иеремии, что не можем управлять своими стезями, как мы можем получить ободрение из всего этого?

Несомненно, увещевание здесь в том, чтобы мы более доверяли Богу и меньше полагались на свои собственные силы, пробивая себе путь в жизни. Эта же мысль прослеживается в книге Притч: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (3:5,6). В этих стихах мы видим, к каким практическим действиям должно привести понимание нашей неспособности управлять своими стезями – мы должны позволить Богу руководить нами.

Однако в какой степени мы применяем эти принципы на практике? На самом ли деле мы предоставляем Богу возможность указывать нам путь? Или мы слишком заняты тем, что сами планируем будущее, определяя таким образом нашу судьбу, и совсем не заинтересованы в том, чего Бог ожидает от нас?

Во 2-й книге Царств, глава 5, нам дан замечательный пример. Давид воцарился над Израилем, в то время как филистимские армии наступали и захватывали земли. Давид дважды обратился к Богу и попросил Его совета и руководства (ст.19,23). Мы могли бы представить себе Давида, составляющего план военных мероприятий и без обращения к Богу за помощью, ведь он был опытным военачальником и еще не проиграл ни одной битвы. Однако вместо того, чтобы полагаться на свой опыт и мастерство, он изложил ситуацию перед Богом и попросил руководства (в точности, как он делал это множество раз в своей жизни еще будучи изгнанником); и Бог помог ему победить.

Совершенно противоположная отношениям Давида с Богом ситуация описана Иаковом: «Теперь послушайте вы, говорящие: ‘сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль’; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (4:13,14). Вместо осознания нужды в Божьей помощи в нашей жизни, во многих существует чувство самостоятельности, вера в то, что все задуманное осуществится само собой, без всякого вмешательства со стороны Бога.

К сожалению, эти слова описывают отношение к жизни большинства людей в наши дни, и мы порой склонны думать подобным образом. Когда весь мир вокруг нас планирует свою жизнь, бизнес, семью, карьеру и свободное время, не принимая во внимание волю Божью, очень просто и нам последовать этой привычке и пренебречь Божьими планами на будущее в отношении нас. «Вместо того, чтобы вам говорить: ‘если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое’» (стих 15).

Именно такую привычку мы должны вырабатывать в себе: постоянно сознавать Божье участие в каждом нашем шаге. Каковы бы ни были наши планы, Бог, по Своей великой мудрости, может направить нас и показать лучший путь. Это не всегда будет путь, по которому мы желаем пойти. Однако будьте уверены, что, следуя по нему, мы только приблизимся к Царствию, если только будем уповать на Бога.

Размышляя о Божьем руководстве в жизни, будет полезным вспомнить пример Иисуса. Он всегда позволял Богу руководить Собой. Веками ранее Бог предопределил в Писаниях Его жизненный путь. Доверяя своему Отцу, Иисус прошел этот путь до конца.

Насколько было просто для Иисуса оступиться и пойти в другом направлении; попробовать другой путь для достижения спасения; поступить вопреки воле Отца, когда жизнь казалась далека от беззаботной; пойти по пути, к которому подталкивали Его природные инстинкты и вожделения. Но Он никогда не отступил. «Не Моя воля, но Твоя да будет», – таким было Его отношение; и не только в Гефсиманском саду, но в течение всей жизни на земле. Он понимал, «что не в воле человека путь его», и поэтому всецело полагался на руководство Божественной мудрости.

Вспоминая сейчас страдания Иисуса, которые Ему пришлось претерпеть на кресте ради последующей славы, мы должны получить ободрение и стараться жить похожей жизнью, во всех путях принимая во внимание волю Бога, чтобы Он мог руководить нами до конца.

Марк Виттакер (20.07.2003г.)

Книги: , , , , ,  |

Комментарии закрыты.