Библейские проповеди
Мудрость и Знание (Притчи 2)
24.03.2002

Толковый словарь дает следующее определение мудрости: наличие опыта, знаний и силы и умение применять их на практике. Отсюда, мудрость зависит от знаний, и человек считается за мудрого, если использует приобретенные знания полезным и выгодным образом. Из этих постулатов можно сделать вывод: человек может обладать знанием, но никоим образом не может считаться мудрым, если ему не удается применить свои знания к некоей пользе или выгоде.

Здесь могут быть применены слова Иисуса, в контексте человеческого желания добыть знания во всех областях жизни: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лука 16:8). Сегодня получение образования считается как большой шаг по лестнице, ведущей к более обеспеченной жизни, к обществу изобилия, которое решит все человеческие проблемы, уничтожит все противоречия, и на земле установится царство Утопии. К несчастью, полученные знания довольно часто используются скорее для достижения высокого положения в обществе и приобретения богатства, чем решения мировых проблем. Достижение благородных целей ограничено также личностными и национальными барьерами. Даже если эти барьеры подчас разрушаются, не достает той силы и власти, которая была бы в состоянии осуществить большие перемены, необходимые человечеству – удаление природы греха и всего того, что он влечет за собой.

Как братья и сестры во Христе мы знаем, что есть истинный и реальный путь, который не знает никаких границ. В нем мы можем найти вершину мудрости, ибо кто имеет наибольшее знание? «Откуда же исходит премудрость? И где место разума? …Бог знает путь ее, и Он ведает место ее» (Иов 28:20,23). Бог объяснил человечеству: «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (ст.28). Кто же тогда мудр? Вообще люди возносят хвалу тем, кто ведет исследования и считает их великими и мудрыми, но как мы уже видели, обладание знанием не обязательно есть пропуск к мудрости. «Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду» (Иов 32:9). Мудрость, следовательно, не всегда приходит с возрастом. Это должно ободрить нас. Мудрость не есть только сфера академиков и не должны мы ждать старости, чтобы прослыть мудрыми. Приобретение мудрости зависит от личной индивидуальности, от стремления к получению знаний и от усвоения жизненных уроков и, таким образом, доступно всем. Мы должны чувствовать потребность в приобретении мудрости, приводить соответствующие планы в действие для достижения ее через знание Бога и через осознание необходимости обладания ею. О результате говорит Псалмопевец: «Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него» (36:30,31).

Это послание Соломона своему сыну и всем, кто серьезно обратит к нему свое сердце. Цель Соломоновых притч объявлена в самых первых стихах: «Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума». Здесь мы видим и один из способов приобретения познания: «Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Притчи 1:5).

Что же мы должны делать, чтобы найти и понять знание о Боге? Как подняться нам из пучины греха и смерти, порожденных нашим своеволием, и привести нашу волю в гармоническое состояние с волей Божией? Бог выполнил Свою часть, открыв Себя насколько это возможно и необходимо для нас. Он обещал человечеству, что «ищущим Его воздает». Человек проникает в глубь вселенной и удивляется строению атома, и никогда не успокаивается на достигнутом. Математик и философ Галилей истинно сказал в свое время: «Насколько старательно человек стремится понять работу вселенной, настолько он должен всегда помнить, что Бог не стеснен его ограниченной логикой – что все наблюдаемые эффекты могут быть сведены Им в любое другое бесконечное число всевозможных путей, которые всегда будут вне достижения человеческого ограниченного сознания».

Пути Божьи неисследимы, но Бог может быть найден теми, кто упорно исследует Его Слово. Соломон увещевает своего сына искать знания о Боге, как человек ищет скрытое сокровище: возвышением голоса, преклонением сердца и приложением слуха. Другими словами, слушать Слово, размышлять над ним и молиться о постижении его. Тогда человек может понять страх Божий (что и является мудростью) и найти познание о Боге (что и есть удаление от зла). Мы должны заметить, что мудрость дается Богом, и знание и понимание исходят от Его Слова. Соломон, вне всякого сомнения, хорошо изложил все в Писании, быв научен своим отцом Давидом. Он признавал, что знания о Боге и Его путях вовсе недостаточно, чтобы привести человека к спасительным путям Божьим. Возможно, через неудачу своего отца в случае с Вирсавией и последующим прощением его Богом в виду его смирения, Соломон пришел к выводу, что мудрость требует применения знаний соответствующим правильным образом. Поэтому, получив огромные богатства и обладая большими знаниями, он посчитал настоятельной необходимостью выпросить у Бога мудрости, чтобы применять эти дары с пользой. В виду его праведного поведения, ему не было отказано в его просьбе. Тоже может быть и с мужчиной и с женщиной, которые также следуют путями познания и понимания Бога.

Притчи 14:33 – «Мудрость почиет в сердце разумного». И снова Псалом 36:30,31 – «уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него».

Таким образом, становится ясным, что мудрость и знание не взаимозаменяемы. Один может обладать знанием, не обладая при этом мудростью, другой не может стать мудрым, не имея знания. Это отношение очень похоже на отношение веры и дел. Добрые дела могут быть сделаны и без веры, но вера без дел мертва. Откуда берется вера? От знания Бога и понимания, что наше знание ограничено; ограничено личными способностями человека и тем, что Бог избрал сокрыть. Поэтому мы должны сделать шаг в неизвестное – искать в вере того, что Бог требует от нас; вооруженные мудростью мы должны обнаружить знание о Боге и о самих себе. Мы должны применить мудрость для принятия в вере пути Божьего – не слепой верой (что есть глупость), но верой, рожденной от убеждения. Мы должны быть уверены в обетованиях Бога, зная что Он верен и истинен в исполнении их. Мы должны быть уверены в словах пророков, потому что многое из того, о чем говорили они, уже исполнилось. Мы должны быть уверены в воскресении Христа, как в несомненном историческом факте. Это тот самый Иисус, о котором пророк Исаия писал: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума… дух ведения и благочестия» (11:2). Это тот самый Иисус, о котором было написано: «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков». Это тот самый Иисус, которого мы вспоминаем сейчас за хлебом и вином, за которым нам предложено следовать, к которому мы должны стремиться, которому должны подражать в нашей жизни. Он явил высший образец мудрости и знания, сделав целенаправленным наш путь перед нами.

Джон Хадсон (24.03.2002г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.