Библейские проповеди
Пророк осуждения
5.08.2001

Мало кто хочет быть глашатаем плохих известий, ибо приносящий их зачастую связывается с самими этими известиями. Через это, несомненно, прошел и Иеремия и до такой степени, что его имя стало ассоциироваться как «с пророком печали» – до того его пророчества наполнены роковыми предсказаниями.

Но о чем еще мог он говорить? Он был бы неверен своему призванию, если бы перестал предупреждать людей о нависшем над ними Божьем осуждении.

Иеремия получил послание напрямую от Бога как раз в начале царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского (Иеремия 26:1). Иосия попытался содействовать духовному возрождению нации, но потерпел неудачу в битве против вторжения языческого поклонения, оказавшего влияние на все аспекты национальной жизни. Он умер в Мегиддоне, противостоя египетскому фараону Нехао, и с ним погибли все надежды иудеев на сохранение своей монархии.

Иеремия вместе со всеми оплакивал царя, которого описывает как «дыхание жизни нашей, помазанник Господень (который) пойман в ямы их, о котором мы говорим: «под тенью его будем жить среди народов» (Плач Иеремии 4:20). Но после его смерти, язычники чувствовали себя довольно хорошо, живя среди Иудейского народа. На место его народ возвел на царство его сына Иохаза, который оказался нечестивым в глазах Господа, хотя и процарствовал только три месяца, прежде чем фараон заменил его на Елиакима, его старшего брата.

Именно при этом сыне Иоссии, переименованным фараоном в Иоакима, только что взошедшим на царство, Иеремия получил повеление от Господа: «Стань на дворе дома Господня и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им» (Иеремия 26:2).

Иисус говорил ученикам: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Матфей 10:27). Поэтому и от Иеремии не требовалось чего-то другого, отличного от того, что требовал от Своих учеников Иисус. Иеремия проповедовал в последние годы Иудейской монархии, и мы живем в последнее время языческого правления. Народ на рубеже этих критичных эпох должен обязательно быть ознакомлен с определенной целью Божией, и мы не должны полагать, что они откажутся внимать слову Бога. «Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их» (Иеремия 26:3).

Иоаким царствовал одиннадцать лет в трудных обстоятельствах. Фараон наложил тяжелое налоговое бремя на Иудею, и Иоаким был непопулярен среди народа, выполняя этот приказ. Но власть Египта как мировой державы шла уже на убыль. На севере появилась новая сила – мощный Вавилон, – и Иоаким старался быть в хороших отношениях с обеими этими державами, претендующими на мировое господство. Это была необдуманная и безнадежная задача. Он служил царю Вавилонскому «три года, но потом отложился от него» (4 Царств 24:1). Это было открытым выступлением против Вавилона, что привело в ярость Навуходоносора, жестокого и могущественного царя. Во исполнение пророчества Аввакума (1:6-10), Иоаким был закован в цепи, и народ Иудейский подвергался опустошительным набегам халдеев. Наконец пришел сам Навуходоносор и разграбил Храм.

Но где был все это время Иеремия? А он стоял во дворе Храма, в самом сердце нации и центре ее богослужения и предвещал неминуемое его разорение, если нация немедленно не придет к покаянию. Он не критиковал «лишь для видимости» (но говорил сурово, по существу), ибо повеление Бога гласило: «не убавь ни слова» (Иеремия 26:2).

Это была бесстрашная проповедь, и он хорошо знал, что рискует, говоря правду народу: «А что – до меня, вот, я – в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым» (стих 14). Как Господь Иисус позднее, Иеремия говорил в уши нечестивых и волновал их совесть. И точно также как во дни Иисуса, иудеи ожесточили сердца свои и не внимали слову Божьему: «Только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей» (стих 15).

В подобных же обстоятельствах во дни Иисуса народ говорил: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Матфей 27:25). Мало они осознавали, какие ужасные суды обрушатся на Иерусалим и его обитателей. Но отговорки уже не было; это всё уже происходило ранее. Иоаким и народ не вняли словам Иеремии и были отведены в цепях в Вавилон. Их дома были разграблены, жены обесчещены, и уже никогда они не увидели свой Храм в былом великолепии.

Но жизнь шла по своему кругу, и сотни лет позднее их потомки вновь слушали обличительные слова пророков Божиих. На этот раз уже от Иисуса, пророка, подобного Моисею. «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих… с того Я взыщу» (Второзаконие 18:18,19). Предупреждение это было поистине всенародным, и Израиль знал уже ему цену. Иисус проповедовал в их городах и деревнях, и даже в самом Храме несмотря на то, что он уже был превращен в «вертеп разбойников». В сущности, никто из тех, кто слушал Его, не помнил пророка, который говорил слово Божие на этом же месте их предкам.

Но грозовая весть была не только всеобщей, но и индивидуальной. Обетование жизни вечной ставится в условие от того, насколько каждый человек слышит слово Иисуса. Иисус открыл, что Бог будет судить мир, точно также, как было во дни Иеремии и во дни Иисуса.

Иисус обратил внимание народа на то, что история повторяется: «Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» (Матфей 23:31).

Как ужасно будет то, если мы позволим истории повториться уже в наши дни! Вполне возможно с нашей стороны опять «попирать Сына Божьего и не почитать за святыню Кровь» Его (Евреям 10:29). Мы делаем это всегда, когда закрываем уши Его словам.

Вот почему так важно регулярно встречаться, как то нам заповедано Им, чтобы постоянно напоминать друг другу о силе Его учения, о примере Его жизни и о том, что привнесла в жизнь Его великая жертва. Через это, давайте смело говорить об имени Иисуса и о Его благой вести. Ведь есть еще люди, которые только и ждут этого, и которые хотят спастись от этого гибнущего, нечестивого мира.

Майкл Аштон (5.08.2001г.)

Книги: , , , , ,  |

Комментарии закрыты.