Библейские проповеди
Пётр: его жизнь и Послания
11.06.2000

Пётр занимает первое место в числе апостолов в Евангелиях. Это признание его заслуг, признание его веры: “Ты – Христос, Сын Бога Живого”. Иисус, знавший сердца человеческие, с самого начала выбрал Петра: “Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Пётр)”. Все мы помним заметную роль Петра во многих случаях: прогулка по воде, преображение, последняя вечеря, и распятие и воскресение Господа Иисуса Христа.

Однако самый тяжелый момент для него настал, когда он отвергнул Господа три раза после такого прекрасного провозглашения своей веры: “Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти” (Лука 22:33). Встреча Иисуса и Петра после воскресения (Иоанн 21) помогает нам понять последующее служение Петра. Три раза Иисус спрашивает Симона “любишь ли ты Меня?” И Симон заменяет трехкратное отречение от Иисуса трехкратным заверением о своей преданности. Однажды он не смог понять добровольный акт смерти Иисуса, но теперь понимает его значение и выбирает тот же самый способ смерти для себя (Иоанн 21:18,19). Мы, скорее всего, предпочитаем не знать способа нашей смерти, но здесь Петру было сказано об этом. Ясно видно из второго Послания Петра, что он был полностью подготовлен, когда настало время для него подвергнуться распятию. Таким образом, однажды спешно произнесенные слова Петра: “Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти” стали истинным основанием его заключения под стражу.

Апостолам было поручено научить все народы, т.е. стать ловцами человеков. Книга Деяний рассказывает об удивительном успехе Петра: 3000 обращенных в день Пятидесятницы (2:41) и 5000 после проповеди в притворе Соломоновом (4:4). Такой успех апостолов привел к заключению их под стражу, и только благодаря ангелу дверь темницы отворилась и апостолы продолжили свое проповедование. Обещание Петра: “Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти” начало принимать реальные очертания в отношении его. Позже Петр сыграл основную роль в благовестии язычникам в случае с сотником Корнилием.

Вскоре Петр вновь оказался в опасном положении. Ирод убил Иакова, и Петр снова попал в темницу, угроза смертной казни после окончания дней опресноков стала реальной. Обстоятельства, в которых находился Петр, казалось, были безнадежными, но он знал, что это еще не конец, поэтому спокойно спал в своей камере. За четырнадцать лет до этого ангел отвалил камень, закрывавший вход в гробницу, где был погребен Иисус, а сейчас ангел приходит и открывает железные ворота темницы, чтобы освободить Петра. Какой драматический момент переживала церковь, и каково было их удивление, когда Петр вернулся домой! Однако Петру было необходимо удалиться из данной области, и книга Деяний переводит наше внимание на апостола Павла. С этого момента мы мало слышим о Петре, хотя он и продолжает свидетельствовать на большой территории Малой Асии (1 Петра 1:1). Возможно, он взял на себя работу Павла, когда тот был заключен в темницу во время правления Нерона. Некоторые отрывки намекают на это обстоятельство. Так в 1 Петра 5:12 мы читаем, что Силуан работал вместе с Петром. Это удивительно, потому что Силуан (Сила) был одним из соработников Павла. Простейшее объяснение этому состоит в том, что Павел в данный момент находился в тюрьме, где и писал свое последнее Послание (2 Тимофею) незадолго до своей смерти. Контекст показывает, что наступало время преследований. Павел рассказывает нам, как он был освобожден от челюстей льва. Петр использует этот образ (1 Петра 5:8), подтверждая, что это были преследования во времена правления Нерона.

В данном отрывке Писаний Петра существует множество интересных мыслей. В 1 Петра 5:13 мы читаем о Марке, Евангелие которого, как полагают, оказало большое влияние на Петра. Похоже, Петр пишет из Рима (здесь назван Вавилоном): “Приветствует вас избранная, в Вавилоне [Вставка здесь “церковь” Канонического издания не имеет места в оригинале]”.

Что или кто это? Экклесия или человек? Простейшее объяснение состоит в том, что это была жена Петра (1 Коринфянам 9:5). В этом случае совершенно ясно, что она знала эту экклесию очень хорошо. Петр и его жена были подобны Акилле и Прискилле, предоставивших свой дом для собраний экклесии и заботившихся о ее членах.

1 Петра 1:1 показывает, что Петр работал на обширной территории Малой Асии. Через сорок лет после смерти Петра, Плиний был назначен правителем этого региона. В своем отчете Цезарю, он указывал, что храмы богов Юпитера и Марса находились в запустении. Жертвы больше не приносились, потому что все население посещало собрания и верило распространяющейся христианской “ереси”. Это был сбор урожая, посеянного трудами Петра.

Послания Петра дают нам волнующие проповеди, полностью построенные на Ветхом Завете. В 1 Петра, глава 1, находится множество намеков на события первого празднования Пасхи и Исхода: подпоясывание чресл вашего разума, контраст между портящимся серебром и золотом египетским и драгоценной кровью Христа. Все это дает глубокие темы для размышления сегодня, помогает нам вспомнить обязанности, которые мы добровольно приняли на себя и благодать, в которой мы стоим. В первом Послании (2:21) Петр напоминает нам, что Христос страдал за нас, и мы должны глубоко сознавать факт, что Бог сильно любит каждого из нас. И контекст продолжает: “оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его”.

Греческое слово, переведенное в данном случае словом “пример”, встречается только в данном отрывке. Буквально оно означает “подпись” и похоже на то, как дети в то время учились читать и писать. Они использовали небольшую коробочку, наполненную мягкой глиной, на которой они писали палочкой. Учитель писал строку текста, а ребенок старался скопировать ее ниже, что и заключается в значении слова “подпись”. Ребенок копировал каждое слово очень старательно, также как и нам необходимо копировать пример жизни, показанной Господом Иисусом Христом. Мы можем чувствовать усталость и разочарование в наших попытках, но Петр пишет, чтобы ободрить нас. Для греков слово “подпись” означает процесс обучения. Учитель всегда помогал своим ученикам. Он слегка выводил слово на воске под строкой, которую нужно было скопировать, чтобы ученик мог обвести слегка выдавленный на воске текст. Все это кажется нам существенным, когда мы размышляем о словах Петра: “оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его”. Сообщение, содержащееся в первой части, еще раз повторено во второй части. Легко следовать по пути, когда некто уже прошел впереди нас. Так Петр воодушевляет нас следовать примеру Христа. Однако мы не оставлены самим себе. Мы никогда не должны говорить, что находимся в безнадежном положении, что никогда не сможем следовать примеру Иисуса.

Христос пострадал за нас. Мы не можем просто игнорировать это. Вот почему Петр называет нас особенными людьми. Мы были искуплены драгоценной кровью Христа. Именно это мы и вспоминаем сейчас. Воспоминание является особой темой второго Послания Петра, например, 2 Петра 1:12. Первоначально эти слова встречаются в Евангелиях, “Петр помнил” слово Господа “не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня”. Второе Послание Петра, таким образом, показывает нам его глубочайшие переживания, когда он пишет о воспоминании. Это Послание также рассказывает нам, что Петр предвидел свою смерть или “отшествие”. Данное слово означает исход, ибо благодаря своей смерти Петр покидает греховный Египет и, в конце концов, через воскресение войдет в обетованную землю. Однажды ворота смерти будут отворены, и Петр выйдет из могилы. Человек, познавший настоящее значение преданности Господу Иисусу Христу, и последовавший за Ним в темницу и на смерть.

Давайте научимся из нашего занятия о Петре и нашего воспоминания его Учителя. И когда Пастырь появится снова, мы все получим нетленный венец славы.

Матрин Хугс (11.06.2000г.)

Книги: ,  |

Комментарии закрыты.