Изучение Библии: Бытие 42-43; Псалмы 45-47 и Матфей 28.
В 42-43 главах Бытия мы читаем о том, что Египет страдает от жестокого голода. Но в предыдущих главах говорится, что до того, как начался голод, фараон мудро последовал совету заключенного-еврея Иосифа. Иосифа привели из тюрьмы, чтобы он истолковал тревожный сон фараона. Затем фараон дал ему полномочия сделать все необходимые приготовления еще до того, как начался голод. Таким образом, египетский народ был избавлен от катастрофического неурожая и смог приходить к Иосифу за продуктами из запасенного им зерна.
Задолго до начала голода братья Иосифа отвергли его пророческие сны о семье и продали его в рабство или, возможно, на смерть в чужой стране. Но в Египте могущественный фараон проявил огромную веру в Иосифа и его советы. Однако голод не ограничился землей Египетской, он распространился «…по всей земле» (Бытие 41:57), заставив все народы прийти к Иосифу в Египет за зерном. Таким образом, страна Египет (благодаря доверию фараона к Иосифу, который безоговорочно верил в Бога) стала центром, в который стремились для выживания окружающие племена и нации. Мы можем сопоставить это внимание окружающих народов к Египту как к источнику выживания с более поздними словами Исаии 2:2 и Михея 4:2, где эти пророки говорят нам о будущем, когда не Египет, а Израиль станет центром, к которому народы обратятся за спасением!
Может показаться удивительным, что в книге Бытия Бог не избрал Иакова и землю Ханаанскую центром, к которому народы должны были обратиться за спасением. Но эта картина повторяется на протяжении всей истории народа Израиля, когда они не в состоянии распознать действие Божьей руки и не верят в Его силу спасти их. В случае Израиля это привело к тому, что он не смог в полной мере ощутить исполнение обещаний, данных Аврааму в то время. Они пострадали по причине своего неповиновения, и в этом содержится глубокий урок для нас.
Стефан обратил внимание еврейских старейшин на эту закономерность, когда, стоя перед лицом смерти, рассказывал о своей вере. Он показал им, что история народа Божьего была историей беженцев и временных переселенцев, ожидающих исполнения обетований в будущем. Евреи с негодованием называли иерусалимский храм святым, но Стефан противопоставлял его множеству неожиданных и чуждых мест, которые в разные моменты времени считались святыми (см. Деяния 7:12-14, 33, 48-50). Переселение Иосифа в Египет последовало этой схеме и стало еще одним примером. Братья отвергли и изгнали его как верного свидетеля, которому предстояло сыграть уникальную и жизненно важную роль. Роль Иосифа была важна не только для семьи Иакова, но и для многих других людей. Подумайте о параллелях с жизнью самого Христа и обращением с Ним Его собственного народа!
Действия братьев, попытавшихся избавиться от Иосифа, стали средством, с помощью которого они и другие люди могли спастись от катастрофических последствий голода. Когда братья избавились от Иосифа, продав его работорговцам, они думали, что больше никогда его не увидят. Избавившись от Иосифа и его раздражающих снов, они вернулись к рутине повседневной жизни, удалив беспокойство, которое он собой представлял. Они объяснили отцу его исчезновение ужасной трагедией – нападением дикого животного со смертельным исходом. Но жизнь любого из нас редко остается рутинной и спокойной, особенно когда говорят ложь! Когда разразился голод, Египет был хорошо подготовлен, следуя указаниям Иосифа, а земля Ханаан – нет. Когда Иаков услышал, что в Египте можно купить зерно, он послал своих оставшихся сыновей (оставив при себе младшего Вениамина) договориться о пропитания для семьи.
Братья не осознавали иронии всей ситуации, когда обратились со своей просьбой к высокопоставленному «египетскому» чиновнику, что их встретил. Иосиф сразу узнал их. Он скрыл свою истинную личность, расспрашивая их об их семейных обстоятельствах. Во время ответного визита, чтобы купить еще зерна и добиться освобождения Симеона, которого держали в качестве поручителя, «египетский» чиновник, наконец, представился им как Иосиф, брат, которого они предали. Обратите внимание, что Иосиф не думал о мести. Он любезно принял своих братьев как почетных гостей и снабдил их жизненно необходимым зерном. Деньги, которые братья передали за зерно, были тайно возвращены в их мешках с зерном. Это был тревожный опыт, поскольку казалось, что они, возможно, пытались избежать оплаты. Это напоминание нам о том, что если мы ищем «…хлеба жизни» (Иоанн 6:35), то Бог — единственный, Кто может нам помочь. Христос представлен в этой истории Иосифом. Мы не можем заплатить никакую сумму, которая могла бы компенсировать удивительный дар, который Бог дает верующим без каких-либо денежных затрат (Исаия 55:1-3).
После этой встречи их отец Иаков был привезен в Египет, чтобы провести свои последние дни с воссоединенной семьей.
Отношение братьев к Иосифу указывало на то, как относились к Христу Его братья-евреи. Первоначально
Он был известен как Учитель, способный творить чудеса. В Нем видели потенциального обещанного Мессию, Который, как надеялись евреи, освободит Иудею от римского владычества. Но их отношение быстро изменилось, когда религиозные лидеры осознали, что учение Иисуса ставит под угрозу их собственное положение. Поэтому они представили Иисуса властям как опасного мятежника и искали способы избавиться от Него. Римские власти стремились сохранить стабильность в Иудее. Эта провинция отличалась нестабильностью и тревожностью, поэтому они согласились на требования евреев казнить Иисуса.
В Евангелии от Матфея 28:18-20 мы читаем, что после Своего распятия воскресший Иисус явился Своим ученикам и дал им поручение распространять Евангелие среди всех народов:
- Как и в случае с Иосифом, действия, предпринятые людьми (евреями и неевреями) по отвержению и убийству Христа, были направлены на устранение предполагаемой проблемы, независимо от нравственности или справедливости ситуации. Казалось, что без Него жизнь могла бы стать проще.
- Как и в случае с Иосифом, этот порочный поступок стал средством (через смерть и воскрешение Христа), с помощью которого все могли обрести надежду на спасение от последствий греха.
- Как и в случае с Иосифом, мы понимаем, что спасение – не товар, который можно купить. Те, кто обращается ко Христу, милостиво принимаются без всякой платы.
- Как и в случае с Иосифом, «голод Благой вести» охватил всю землю. Как последователи Христа, мы должны принять возложенную на нас задачу – проповедовать Евангелие везде, где только можем, крестя всех, кто уверует, для прощения грехов. Мы помним, как фараон слушал Иосифа и доверял ему, в то время как братья находили сны Иосифа надоедливыми.
Наконец, давайте обратим наше внимание на чтение Псалмов. Слова из Псалма 45:2 – «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах», – возможно, это то, о чем думал Иосиф после того, как братья продали его в рабство. И позднее, когда его посадили в тюрьму за преступление, которого он не совершал. Возможно, Иисус также счел эти слова полезными, когда Его арестовали и осудили за преступление, которого Он также не совершал. Оба, должно быть, черпали утешение в своем уповании на то, что в конечном счете Бог будет «превознесен в народах» (стих 11).
В своей собственной жизни мы становимся свидетелями и испытываем на себе смятение и неопределенность мира, в котором живем. Эти же слова могут нас утешить. Каким непоколебимым примером является Иосиф! Его жизнь и поведение напоминают нам о милосердной преданности Иисуса воле Своего Отца. Бог для нас действительно «прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Псалом 45:2). Мы можем присоединиться к этим мужам веры в благодарении и хвале, принимая хлеб и вино, символы тела и крови Христа. Мы снова вспоминаем Его жизнь, отданную ради нашего спасения. Подобно зерну, которым снабдили братьев Иосифа, Христос добровольно отдал Себя, не заплатив за это никакой цены. Теперь мы помним о том, что было совершено, и с нетерпением ждем того момента, когда Христос вернется и явит Себя тем, кто доверился Ему. Тогда, наконец, мир признает Его Сыном Божьим и праведным Царем. «Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле» (стих 11).
Дэвид Кёрби (26.01.2025г.)