Библейские проповеди
Софония – уроки последних дней
28.12.2024

Изучение Библии: Иов 39; Малахия 1; Откровение 17,18.

В сегодняшней проповеди я хотел бы обратиться к книге пророка Софонии, чтобы рассмотреть его, относительно короткое, но очень сильное пророчество. Сначала мы вкратце ознакомимся с первой главой, а затем определим ряд общих принципов, которые имеют глубокое значение и остаются актуальными для нас и сегодня.

Свое пророчество Софония произнес во время правления иудейского царя Иосии, и оно было адресовано Иудее в ее последние дни перед надвигающимся судом и изгнанием, в котором прослеживаются очевидные параллели с другими «последними днями», описанными в Библии. Мы тоже считаем, что живем в последние дни, поэтому для нас это также очень актуально. В стихах Софонии 1:3, 9 и 14 повторяются те же предупреждения, которые звучали во времена Ноя, когда Бог осудил грехи того поколения. Но те же самые проявления безбожия вновь появляются и во времена пророка Софонии. Об этом свидетельствуют слова Господа: «Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь… посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог… Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!»

Аналогичные явления мы можем наблюдать и в современном мире, который также наполнен безнравственностью и насилием. Поэтому разумно предположить, что настало время, когда Бог снова вмешается!

Софония выделил три основные причины, которые привели к такой ситуации:

  • Произошел компромисс духовных стандартов (Софония 1:3-6). Божьи священники стали соучастниками ложного поклонения, объединившись с «Chemarim» (еврейское слово, которое означает «жрецы идолопоклонников»), группой лжесвященников, поклонявшихся Ваалу. Священники утратили понимание единого Бога, Который избавил их, теперь они клялись Яхве и Молоху, не видя разницы между ними!
  • Народ увлекся материализмом, о чем свидетельствует его стремление к богатству, серебру и другим материальным ценностям (стихи 10,11).
  • Люди проявляли повсеместное безразличие к духовным вопросам и служению Богу. Они стали равнодушными и поглощенными собой, что иллюстрируется метафорой осадка на дне винной бутылки (стих 12, в английской версии этого стиха написано «settled on their lees», что буквально означает осадок вина или других жидкостей). Люди были поглощены собой, игнорировали Божье слово и проявляли безразличие к Его повелениям.

Об этих же проблемах Павел и Пётр упоминают в Новом Завете для предупреждения святых в «последние дни» перед возвращением Иисуса. Что же следует делать нам, чтобы не поддаться тем же ошибкам, которые совершил израильский народ? Как можем мы оставаться твердыми в вере и не сворачивать с Божьего пути в эти опасные времена?

Один из самых примечательных аспектов книги Софонии – это описание того, как Бог неизменно сохраняет Свой избранный народ, несмотря на царящую тьму и разрушения (см. Софония 2:7,9; 3:13). А именно, избранную группу людей, которые возлагают на Него свое упование. Интересен и тот факт, что эта тема выражена даже в самом имени Софонии, которое означает «Бог спрятал» – как если бы кто-то спрятал сокровище в укромное место. Это относится и к нам – если мы будем верны Богу, Он «спрячет» нас как Свой драгоценный избранный народ – см. Псалом 27:5: «ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия».

В основе послания Софонии лежит наставление о том, как нам оставаться с Богом; как пребывать в Божьей любви посреди множества проблем и искушений; как прославлять Бога в нашей повседневной, обычной жизни.

Вчитываясь в это пророчество, мы видим, как Софония 2:1-3 становится центральным духовным моментом книги со множеством важных увещеваний. В этих стихах содержатся наставления о том, как предотвратить упадок, который часто происходит при смене поколений. «Взыщите Господа, все смиренные земли» (стих 3). Очень важно, чтобы мы стремились к праведности и кротости, поскольку это процессы, которые требуют нашего постоянного внимания и благодаря чему мы можем быть «сокрыты» в день Божьего суда.

Кротость – основное качество

Кротость – это важное качество, которое нам следует развивать, но которое мы часто игнорируем и недооцениваем. Псалом 36:3-5,7,11 помогает нам понять, что такое кротость. Это означает ожидание Бога. В Софонии 3:8 говорится следующее: «Ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения». Это значит – не сражаться собственными силами, а доверять силе Божьей; не искать собственных решений, а полагаться на Бога. Кротость проявляется в нашей полной зависимости от Бога и в нашем уповании на Него. Кротость является нашей лучшей защитой от вызовов, с которыми мы сталкиваемся в конце эпохи и это то качество, которое нам необходимо развивать, чтобы стать частью новой эпохи в Божьем Царстве. Как сказано в Евангелии от Матфея 5:5: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Кротость подразумевает постоянное осознание присутствия Бога в своей жизни, в своих решениях, действиях и целях. Кротость является полной противоположностью самоуверенному духу. Один автор описал отсутствие кротости как «легкомыслие в присутствии Бога и гнев в присутствии трудностей». На самом деле, кротость – это даже нечто большее. Человеку свойственно пытаться решать проблемы самостоятельно, обращаясь к Божьей помощи лишь в самых крайних случаях. Но истинная кротость – это наше полное доверие к Богу в том, что именно Он является нашим первым и главным помощником в любых жизненных обстоятельствах.

Как же мы можем достичь этого? Этому может способствовать молитва, чтение Священного Писания, беседы и разделение проблем с братьями и сестрами. В современном обществе кротость часто воспринимается как проявление человеческой слабости, но в Писании кротость никогда не связана с таким понятием. Кроткий – в переводе с греческого – «praus» – используется для описания укрощения дикой лошади. Таким образом, понятие кротости можно сравнить с лошадью, которую приручили. Лошадь не теряет своей силы, когда ее обучают, напротив, вся эта сила теперь контролируется и передана в руки ее хозяина, точно так же и мы передаем свою силу в Божьи руки.

В книге Числа 12:2 мы встречаем случай, когда Аарон и Мариам критикуют и оспаривают Моисея, обеспокоенные, похоже, только собственным превосходством. Что стоит за описанием Моисея как «кротчайшего» (стих 3) в этот конкретный момент? Он воздержался от ответа, когда его критиковали, осознавая, что Бог уже услышал критику, направленную в его адрес. Из примера Моисея мы можем сделать вывод, что кротость демонстрирует осознание присутствия Бога во всех аспектах нашей жизни, включая наши слова, мысли и поступки. Как и Моисей, Господь Иисус также подвергался насмешкам и критике. В Писании Иисус описан как кроткий, а в Матфея 11:28-30 Он Сам называет Себя кротким.

Матфея 21:5 напоминает о том, как Иисус исполняет слова пророка: «Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9). Обратите внимание, что единственной названной характеристикой царя была его кротость. Если задуматься, есть ли еще, более важные качества, на наш взгляд, необходимые для царя? Иисус, будучи Царем, всецело доверял Себя Богу, Своему Отцу.

Как же нам стать такими кроткими, как наш Господь Иисус? Путь к кротости лежит через наше послушание Иисусу и следование за Ним. Было бы ошибочно полагать, что это приведет к легкой жизни. Но нам необходимо отдать свою жизнь в руки Иисуса, чтобы научиться новой жизни в Нем. И именно после того, когда мы полностью доверим себя Ему, мы облегчим свое бремя. Чтобы постичь понятие кротости, нам следует стать связанными с Иисусом, подобно тому, как неопытное животное, с помощью ярма привязывают к опытному. Таким образом, неопытное животное достигает зрелости, а его ноша становится все легче и легче, так как оба животных работают вместе. И по мере того, как мы учимся кротости и полному доверию, мы начинаем передавать все свои тяжести и бремя на Бога и Его Сына, Господа Иисуса Христа.

Когда мы будем вновь преломлять хлеб и пить вино, давайте помнить о том, что в Господе Иисусе Христе не было никакой слабости, когда Его распинали. Он проявил удивительную стойкость, когда: «предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:23). У Него не было скрытых мотивов и желания прославить Себя, Его единственным намерением было продемонстрировать Свою любовь к таким грешникам, как мы. Поэтому давайте предадим свою жизнь в Его руки, встречая новую неделю с верой и полным доверием в Его помощь на всех путях, которые может преподнести нам жизнь. А также будем молиться о том, чтобы, когда наступит день Господень, мы, по Божьей милости, оказались в числе кротких, которые наследуют землю (Матфея 5:5).

Симеон Гунтрип (29.12.2024г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.