Библейские проповеди
Дочь Иеффая – живая жертва
15.06.2024

Библейские чтения: Судей 17,18; Исаия 40; 1 Иоанна 1,2.

Много было всего написано и много времени потрачено в спорах по поводу вопроса: «Отдал ли Иеффай свою дочь во всесожжение или нет?» Многие братья и сестры находят весь рассказ довольно трудным для понимания. Это особенно верно, поскольку принесение детей в качестве физической жертвы было отвратительно Богу (Второзаконие 18:10-12).

Итак, прежде мы должны спросить, зачем для нас описано это событие? Очевидно, что оно записано для «нашего научения», как говорит Павел (Римлянам 15:4). Первое, что необходимо отметить – в летописи нигде не говорится, что Иеффай принес свою дочь в жертву. Скорее, он фокусируется на том, что сказала его дочь. Во-вторых, мы знаем, что Иеффай был человеком веры (Евреям 11:32), и поэтому нам следует смотреть на события в его жизни, которые демонстрируют его верность своему Богу.

Для того чтобы понять последовательность событий, связанных с клятвой Иеффая, нужно внимательно изучить язык, использованный в его клятве, и то, что сказала его дочь. Такой подходит принесет нам наибольшую пользу.

Отголоски Библии – приношение Исаака

Интересно сравнить то, что говорится о дочери Иеффая, и запись о приношении Исаака Авраамом в 22-й главе Бытия. В следующей таблице сравнил эти два рассказа, подставив соответствующие стихи рядом:

Бытие 22 (ИСААК ) Судей 11 (ДОЧЬ ИЕФФАЯ)  
5 «…и возвратимся к вам» 31 «по возвращении с миром»  
2 «во всесожжение’ 31 «на всесожжение»  
2 «сына твоего, единственного» 34 «она была у него одна»  
2 «на одной из гор» 37 «взойду на горы»  
5 «и возвратился» 39 «она возвратилась»  

Не стоит моментально отвергать эти параллели на том основании, что сравнение включает только отдельные слова или короткие фразы. Часто в Священном Писании одно слово цитируется дважды, чтобы обратить внимание на более раннее событие. Например, «Мелхиседек» встречается в Послании Евреям 7:1, но нет никаких сомнений в том, что автор Послания Евреям ссылается на события, записанные в Бытие 14. Кроме того, Иисус в Евангелии от Матфея 22:32 основывает свой аргумент о воскресении. на одном-единственном слове, которое Бог произнес у горящего куста. В Исходе 3:6 Иисус выбирает слово «есть», чтобы выразить свою точку зрения. Бог не сказал, что Он был Богом отцов Израиля, но что Он есть их Бог, а это подразумевает их возвращение к жизни, чтобы унаследовать Его обетования.

В рассматриваемом нами случае в книге Судей 11 содержится множество цитат из 22-й главы Бытия, чтобы побудить нас увидеть связи и таким образом извлечь для себя духовные уроки.

Единственный сын / ребенок

Возможно, самая очевидная цитата из 22-й главы Бытия в книге Судей 11 – это использование слова, переведенного как «единственный сын» (см. Бытие 22:2,12,16). Фраза «единственный сын» имеет важное значение в Бытие 22, потому что, когда эти слова были сказаны Аврааму, Исаак на самом деле не был его единственным сыном. Измаил, его перневец, родился раньше Исаака. Но Измаила и его мать выслали много лет назад. Используя выражение «единственный сын», вдохновленные Священные Писания отмечают начало темы, касающейся Сына Божьего Иисуса, совершенным прообразом которого был Исаак. Точно такое же еврейское слово, означающее «единственный сын», переведено как «единственный ребенок» в Судей 11:34. Единственная разница между Быти гл.22 и Судей гл.11 заключается в том, что в книге Бытие явно говорится о сыне, а в книге Судей говорится о дочери. Вот почему еврейское слово, встречающееся в Бытие 22:2, принадлежит мужчине, а в Судей 11:34 – женщине. В противном случае это одно и то же слово.

Фраза «единственный сын» встречается 12 раз в Ветхом Завете, трижды в Бытие гл.22 и один раз в книге Судей гл.11. Однако некоторые другие случаи, когда она используется, имеют большое значение, поскольку представляют собой пророчества об Иисусе. Этими случаями являются Псалом 21:22, Амос 8:10 и Захария 12:10.

Мы должны предположить, что Исаак был добровольной жертвой, потому что он мог легко убежать от своего престарелого отца, когда дело дошло до его жертвы на жертвеннике. Однако что касается дочери Иеффая, мы знаем, что она также была добровольной жертвой, поскольку, когда Иеффай вернулся с победой, она сказала: «отец мой! ты отверз уста твои пред Господом – и делай со мною то, что произнесли уста твои» (Судей 11:36).

Дочь Иеффая готова была подчиниться клятве своего отца. Фактически именно она взяла на себя инициативу по обеспечению соблюдения обета. Подобно Исааку, она охотно подчинилась воле Божией. Она ушла в горы и вернулась, как и Исаак. Сосредотачиваясь на вопросе, на который нет ответа, а именно умерла ли она на самом деле, мы рискуем упустить прекрасное увещевание, вплетенное в повествование о дочери Иеффая.

Всё это написано для нашего научения

Возвращаясь к слову, переведенному «только» в Бытие 22:1 и Судей 11:34, мы видим мощное увещевание для нас. Исаак был мужчиной, дочь Иеффая – женщиной. Использование женского рода этого слова в книге Судей 11 подчеркивает важный момент. Исаак был прообразом жертвы Иисуса, но дочь Иеффая является прообразом экклесии, невесты Христа. Исаак представляет одного человека, Иисуса, поэтому даже имя подходящее. Но дочь Иеффая представляет собой множество людей, поэтому мы никогда не находим ее имени в летописи. Итак, мы видим, следующие прообразы:

Исаак = Христос
Дочь Иеффая = экклесия

В качестве увещевания нам следует спросить: так ли мы самоотверженны, как дочь Иеффая, в своем служении нашему Небесному Отцу? Вот что говорит апостол Павел: «Итак умоляю вас, братия, милостью Божией, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, в разумное служение ваше» (Римлянам 12:1).

Теперь, когда мы переходим к воспоминанию Господа Иисуса Христа посредством хлеба и вина, давайте рассмотрим пример Авраама и Исаака. Авраам был исполнительным отцом, который никогда и ничего не скрывал. Исаак был послушным сыном, полностью доверяющим своему отцу. Какие чудесные образы представлены нам! Теперь, через хлеб и вино, давайте задумаемся о любви Бога, позволившего Своему единственному сыну умереть за наши грехи. В то же время мы видим в Исааке Господа Иисуса, который понял, что без Его жертвы на кресте не может быть уничтожения греха, а значит, не будет и надежды для нас. Прославим же нашего Господа Бога!

Питер Форбс, Гленфилд (16.06.2024г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.