Библейские проповеди
Здравое учение
25.05.2024

Изучение Библии: Иисус Навин 12; Исаия 16; 2 Тимофею 2.

Было бы ошибкой полагать, что мы можем разделить нашу жизнь во Христе на две области: учение — с одной стороны, и практическая жизнь — с другой. Проблема в том, что мы, скорее всего, будем акцентировать свое внимание на одном в ущерб другому. Однако у этой созданной человеком дилеммы есть решение. Мы можем найти это в совете Павла Тимофею.

Читая сегодня второе послание к Тимофею, мы понимаем, что Павел видит связь между учением и поведением. Чтобы быть одобренными Богом, от нас требуется благочестивое поведение. Греческое слово, обозначающее это в посланиях Павла к Тимофею, — «евсевия». Из пятнадцати случаев употребления этого слова в Новом Завете более половины встречаются в этих двух посланиях! В сегодняшнем чтении из 2 Тимофею 2:16 мы видим, что Павел использует противоположное греческое слово «асевея». Приставка «а» означает «без“, то есть апостол описывает неблагочестивое поведение: «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тимофею 2:16-18).

Здесь речь идет о двух мужчинах, которые утверждали, что воскресение уже произошло, и это начинало подрывать веру некоторых братьев и сестер. Они верили ложным вещам и начали говорить о них. Это, по словам Павла, может привести к неправильным действиям. Таким образом, здесь существует прямая связь между учением и поведением. Павел призывает Тимофея убедиться, что он “…верно преподает слово истины» (стих 15).

Тема важности правильного учения является одной из главных в посланиях Павла к Тимофею. Правильное учение сочетается с правильным образом жизни. Греческое слово, используемое Павлом во фразах “здравое учение” и “здравые слова” (1 Тимофею 1:10; 6:3; 2 Тимофею 1:13; 4:3), буквально означает «здоровое». Если мы хотим избежать духовной гангрены или рака (2 Тимофею 2:17), нам нужно правильно формулировать наше учение.

Когда Павел был в Афинах, он видел, как жители города поклонялись множеству разных идолов: «Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего‐то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деяния 17:23).

Павел хотел отвратить их от пустого поклонения статуям к живому Богу. Им нужно было правильно сформулировать свое учение. Это был греческий мир, в котором вырос Тимофей. Теперь он должен был призвать верующих прекратить обсуждать пустые идеи и вместо этого прислушаться к словам веры и доброго учения: “Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей” (1 Тимофею 4:6-8).

Приведенные здесь слова Павла могут быть связаны с воспитанием Тимофея. Он происходил из разделенной семьи, потому что его отец был греком, а мать и бабушка обе были еврейками. Ребенок-грек обычно воспитывался, изучая греческие басни на коленях у своей бабушки. Но из Второго послания Павла мы знаем, что бабушка Тимофея была правоверной иудейкой (2 Тимофею 1:5). Здесь сказано о Тимофее: “…из детства ты знаешь священные писания” (3:15). Его бабушка рассказала ему о Боге Израиля, так что, когда Павел приехал в их город, Тимофей был готов узнать о Господе Иисусе и стал христианином.

В этом отрывке Павел говорит о физических упражнениях. Греческие мальчики часто ходили в гимнастический зал, где их готовили стать спортсменами. Но Павел говорит, что благочестие намного важнее физических упражнений. Мир поклоняется спорту, но духовные упражнения приносят надежду на вечную жизнь. Павел не говорит, что нам не нужно ходить на прогулки. Некоторые физические упражнения полезны для нашего здоровья. Но стремление к благочестию важнее, что он объясняет в 1 Тимофею 4:8: “…ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей”.

Что еще связано с самодисциплиной во имя благочестия? Павел также говорит: “Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением… о сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя” (4:13,15-16).

Здесь есть интересная связь с жизнью Господа Иисуса Христа. В 1 Тимофею 4:12 Павел говорит Тимофею: “Никто да не пренебрегает юностью твоей”. В Луки 2:52, единственном отрывке, описывающем детство Иисуса, мы читаем, что 12-летний Иисус был найден в Храме, слушающим учителей Закона и задающим им вопросы (стих 46), и: “…все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (стих 47). Это был благочестивый ребенок, который, несомненно, делал то, в чем Павел наставлял Тимофея. Он полностью отдался чтению, увещеваниям и учению, каждый день размышляя над Словом Божьим.

Простое наставление заключается в том, что, если мы хотим быть подобными Иисусу, мы должны возрастать в мудрости и “…в любви у Бога” (стих 52), нам тоже нужно проявлять настойчивость в этих вещах. Истинное благочестие основано на здравом учении. Когда мы читаем Библию, мы узнаем, чего Бог хочет от нас. Мы находим примеры праведного и неправедного поведения, и мы видим комментарии Бога о том, что Он думал об этих людях в то время. Постепенно мы сами становимся подобными Богу. Мы учимся богоподобию.

Вспоминая сейчас нашего Господа хлебом и вином, давайте решим идти по его стопам, быть немного больше похожими на этого прекрасного человека, который посвятил себя всем сердцем, разумом, телом и душой воле своего Отца. Он является для нас примером совершенного благочестия.

Давайте воодушевимся словами из Римлянам 6:17,18 и поблагодарим Бога за то, что «…быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности».  

Рубен Эванс (26.05.2024г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.