Библейские проповеди
Отказ от мирских богатств
23.03.2024

Изучение Библии: Числа 5; Притчи 2; Ев. от Луки 16.

Наше сегодняшнее новозаветное чтение – Лука 16. В своей проповеди я хочу состредоточиться на нескольких аспектах этой главы. Это поможет нам на пути к грядущему Царству Божьему и подготовит наш разум перед тем, как мы примем хлеб и вино в память о нашем Спасителе Иисусе.

Лука записал для нас точные слова Господа Иисуса, обращенные к своим ученикам (стих 1). Дальнейшее часто называют «Притчей о неверном управителе». Это история управляющего, господин которого обнаружил, что тот использовал свое положение для получения прибыли. Господин призывает его представить отчеты о покупках и продажах. Управляющий знает, что обманул своего хозяина и что его обязательно уволят с его поста. В последней отчаянной попытке что-то исправить управляющий призывает к себе должников своего господина и резко уменьшает их долги. Он сделал это, чтобы они стали его должниками и чтобы, когда его уволят с поста управителя, были готовы поддержать его. Господин не сказал, что управитель поступил справедливо, поскольку он был «управителем неверным» (стих 8), но ему пришлось признать, что он поступил «догадливо» (стих 8).

Поскольку мы также исповедуем себя учениками Иисуса, нам следует внимательно отнестись к Его словам, потому что мы являемся управителями Евангелия в современном мире. Далее Иисус делает несколько важных комментариев о наших отношениях с материальным состоянием и богатством, а также о трудностях, с которыми мы часто сталкиваемся, пытаясь сбалансировать нашу ответственность перед окружающими нас людьми с нашей вечной ответственностью перед нашим Небесным Отцом.

Иисус обобщает этот эпизод словами в стихе 13: «Никакой слуга не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне«.

Маммона в греческом языке означает богатство, деньги или собственность. Каким тяжелым испытанием становится для нас этот стих, ведь повсюду в мире мы видим жадность, коррупцию и материализм! Нас легко может увлечь зарабатывание денег и постоянное приумножение нашего имущества. Иисус знал это слишком хорошо, и именно поэтому он произносит это предупреждение во второй раз, ибо он уже произносил его раньше, во время Нагорной проповеди.

В Священном Писании есть много примеров мужчин и женщин, попавших в ловушку желания оказаться богатыми и жажды денег. Падение Анании и Сапфиры в книге Деяний имеет чрезвычайно сильное значение. О них нам сказано в Деяниях 5:1-12. Это было время, когда Евангелие быстро распространялось, и многие из новых учеников были бедны. Мы читаем, что апостолы и верующие изо дня в день жили вместе, делясь своим имуществом и деньгами. В Деяниях 2:44,45 мы читаем о богатых людях, продающих свою собственность и делящих свое имущество со своими новыми братьями и сестрами. Они «имели все общее» (стих 44). Мы видим здесь интересный контраст с богатым юношей, пришедшим к Иисусу в Евангелии от Матфея 19:16-22. Он спросил Иисуса, что ему следует сделать, чтобы наследовать вечную жизнь, но, к сожалению, не смог исполнить совет Христа и продать все, что у него было, на благо бедных.

В Деяниях 4:34-35 мы видим, что когда богатые верующие продавали свою землю или свои дома, они отдавали деньги апостолам, которые затем раздавали их нуждающимся. В стихе 36 мы находим пример Иосии, который продал землю на Кипре и принес деньги ученикам для общего блага. Какими удивительно щедрыми были эти люди, отказавшиеся от своих мирских богатств ради блага своих братьев и сестер!

Однако, когда мы переходим к Деяниям 5, мы читаем об Анании и Сапфире. Это были муж и жена, у которых, на первый взгляд, были добрые намерения. Они, казалось, поступали так же, как Иосия и другие богатые верующие, жертвующие свои деньги. И все же, похоже, они что-то скрывали. Они тайно договорились между собой, что оставят себе часть денег за проданное. Здесь говорится, что они “…утаили из цены” (стих 3). Они хотели, чтобы люди думали, что они щедры, но не желали отказываться от всего. К сожалению, эта пара не смогла по-настоящему пожертвовать своим богатством, и об их драматическом и опустошительном конце мы читаем в Деяниях 5:5,10.

У нас есть другой пример — случай с Димасом (2 Тимофею 4:10), который покинул апостола Павла, потому что «возлюбил нынешний век».

Конечно, самый трагический пример — Иуда Искариот. Он слышал слова Иисуса, проводил день за днем в его присутствии. Он видел, как тот жил в бедности. Что здесь говорится об Иуде? Посмотрите на осуждающие слова, записанные в Иоанна 12:6. Он был ответственным за деньги учеников и регулярно воровал из «денежного ящика». Позже его охватит жажда денег, и он предаст нашего Господа тем, кто Его распнет.

Никому из нас и в голову не пришло бы совершить такую ужасную вещь, не так ли? Но пусть это послужит нам предупреждением. Даже тот, кто жил бок о бок с нашим Учителем в течение трех лет, кто видел Его праведные поступки, кто был свидетелем Его любви и заботы о своих учениках и ежедневно слышал Его мудрые слова, был готов предать Его за “маммону”, чтобы купить поле. Как и в случае с Ананией и Сапфирой, мы знаем, что Иуда умер из-за своей жадности и предательства.

Апостол Павел предупреждает во 2 Тимофею 3:1-5, что нам следует ожидать, что эта любовь к деньгам и престижу будет преобладать в мире в дни, предшествующие возвращению нашего Учителя. Когда мы смотрим на окружающий нас мир, мы везде видим эту беспричинную жадность и безнравственность. Опасно то, что мы настолько привыкаем к этому, что это становится нормой и начинает проникать в наше собственное отношение и образ жизни.

Итак, как мы видели, есть много примеров, предупреждающих нас о том, что случится, если нас одолеет плотское стремление к деньгам, богатству и собственности. Когда мы решаем отказаться от любви к деньгам, к чему нам следует обратиться вместо этого? Как мы должны стремиться заполнить пустоту? Как мы гарантируем, что не оставим места для роста наших плотских желаний и отвращения нас от Бога?

Что ж, давайте обратимся к некоторым словам Павла в послании к Ефесянам 3:8. Павел пришел к пониманию того, что евангельская весть, которую он проповедовал, та самая весть, которую слышал каждый из нас, бесценна. Он считал благословения Истины “неисследимым богатством”. Другими словами, то, что дал ему Христос, не поддается исчислению. Никакое количество денег, мирских благ или собственности никогда не сравнится с тем вечным богатством, которое у нас есть благодаря Господу Иисусу. Мы нашли “…драгоценную жемчужину” (Матфея 13:46), которая гораздо ценнее богатств сегодняшнего преходящего века.

Когда мы вспоминаем Господа Иисуса Христа в хлебе и вине, мы думаем о том, как он прожил свою земную жизнь, совершенно свободный от собственности. У него даже не было своего дома. Он смирил себя как слуга Божий, будучи “…послушным даже до смерти” (Филиппийцам 2:8). И всё же однажды он станет царем всего мира!

В нашем чтении из Луки 16:14 нам сказано, что фарисеи, которые были известны как сребролюбцы, “смеялись” над Иисусом. Они насмехались над скромным плотником из Назарета. Какая печальная реакция на слова Сына Божьего! То, что фарисеи «высмеивали» Иисуса, неудивительно. Когда кто-то указывает нам на что-то, что нам не нравится, вместо того, чтобы принять упрек, мы часто смеемся над человеком, делающим замечание. Даже когда они услышали, как Иисус на кресте просил своего Отца простить людей, которые собирались убить Его, нам говорят, что правители снова “насмехались” над Мессией (Луки 23:35). Как мы благословлены тем, что можем быть вдали от ужасных бедствий того дня и размышлять о нашем Спасителе в этих символах хлеба и вина. Мы помним того, кто, «будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Коринфянам 8:9).

Питер Колстон (24.03.2024г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.