Ежедневные библейские чтения: Бытие 36; Псалом 37; От Матфея 23.
В книге Левит мы узнаем о болезни, называемой проказой. Когда она заражает человека, то медленно распространяется с головы до ног, разрушая нервы под кожей и оставляя пальцы рук, пальцы ног и лицо без чувств. В библейские времена любого больного проказой нужно было изолировать от всех остальных. Их отвергало общество и изгоняло из стана, чтобы они не заразили окружающих. Помимо других прокаженных, единственным «чистым» человеком, которого они когда-либо видели, был священник, который покидал лагерь, чтобы следить за развитием их болезни.
В книге Левит 13:1-5 рассказывается, в каких случаях нужно приглашать первосвященника Аарона или одного из членов его семьи, чтобы осмотреть кожу человека, подозреваемого в проказе. Когда тот видел симптомы болезни, он объявлял человека нечистым. Нечистого человека затем следовало «закрыть», т. е. поместить в карантин на семь дней. По прошествии этого времени священник возвращался, чтобы посмотреть, улучшилось ли состояние больного, осталась ли его кожа прежней или зараза распространилась. Затем больного объявляли «чистым» или «нечистым», в зависимости от результатов. Стоит обратить внимание в этой главе на слова «смотреть» или «видеть». Работа священника заключалась только в том, чтобы осматривать, наблюдать. Он не смог вылечить болезнь. Он просто наблюдал за процессом и искал признаки исцеления. Фактически, если бы священник прикоснулся к страдающему, он тоже стал бы нечистым, как подразумевает Левит 5:2,3.
На протяжении всей Библии проказа является символом греха. Грех – это проявление человеческой природы, которое отделяет нас от Святого Бога. Мы наследуем это заболевание от родителей, так же, как ребенок может заразиться проказой от матери. Грех развращает нас духовно, так же как проказа уничтожает тело человека физически. Он делает нас нечистыми в глазах Бога. В Законе Моисея не было лекарства, которое могло бы исцелить человека, больного проказой. Он или она были отрезаны от Скинии и общества Израиля. Это объясняется в книге Левит 13:45,46: «У прокаженного, на котором эта язва… он должен быть закрыт и кричать: “нечист! нечист!” Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его».
То, как Закон Моисея лечит проказу, подчеркивает необходимость устранения греховного влияния из нашей жизни. Для нашего спасения важно держаться от них подальше. В 1 Коринфянам 15:33 ясно говорится: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Мы должны избегать соприкосновения с путями мира, если хотим оставаться духовно «чистыми» и внутри лагеря. Вот что говорит Иисус: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну» (Матфея 5:29).
В очень редких случаях больной может выздороветь от проказы спонтанно. Затем этот человек имел право подать заявление о повторном вступлении в собрание. Каким чудесным опытом это было бы для человека, выздоровевшего от проказы! Теперь он был чист! Полностью здоров! Но сначала необходимо было пройти строгую процедуру, продолжительностью в неделю, прежде чем исцеленному человеку разрешат вернуться обратно в лагерь. Подробности есть в Левит 14:4. Для церемонии требовались четыре уникальных и специфических «ингредиента»: «священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа».
Большая часть Закона Моисея указывала на пришествие Господа Иисуса Христа, который заберет грехи верующих в Него. Итак, давайте теперь рассмотрим каждый аспект процесса очищения, чтобы извлечь уроки для себя.
Для торжественного очищения от проказы требовались две живые и чистые птицы. Одну птицу нужно было принести в жертву, а другую окунуть в ее кровь и отпустить на свободу. При этом возникает ассоциация птицы, выпущенной на свободу, с птицей, принесенной в жертву. Если мы хотим быть освобождены, то мы должны быть связаны со смертью Господа Иисуса и его воскрешением. Похожую картину мы видим и в отношении козла отпущения в День искупления в Левит 16:7-10.
Древесина кедра известна своим сладким запахом и устойчивостью к гниению. Кедр символизирует славу и вечность грядущего Царства. Библия описывает кедр как сильный и долговечный, изящный и красивый (Псалом 79:11, Иезекииль 17:23), высокий и рослый (Амос 2:9, Иезекииль 17:22), благоухающий и широко раскидистый (Псалом 79:11,12).
Алый цвет во всем Священном Писании ассоциируется с грехом и безнравственностью. Мы читаем о блуднице Раав, привязавшей к окну червленую веревку. В Откровении 17:4 великая блудница одета в пурпур и багряницу. Алая ткань в ритуале очищения символизирует воздействие греха, который теперь должна была унести летящая птица. Размышляя над такими отрывками, как Исаия 1:18, мы можем обрести большое утешение: «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю». Хотя наши тела пронизаны грехом, благодаря очищающим водам крещения мы становимся белыми, как снег.
Иссоп – трава семейства мятных, обладающая очищающими, лечебными и целебными свойствами. В Библии он используется как кисть для окропления, как, например, в книге Исход 12:22, где кровью пасхального агнца были помазаны дверные косяки: «И возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра».
Он появляется и при распятии Господа Иисуса: «Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его» (Иоанна 19:29).
Символически мы видим себя и Господа Иисуса Христа в двух птицах. Также мы видим Царство Божие в кедровом дереве, греховную природу в багрянице и жертву в иссопе.
На последнем этапе церемонии выздоровевший должен был сбрить все волосы и умыться водой, чтобы выглядеть как новорожденный ребенок. Затем он приносил жертву благодарения Богу.
Во время церемонии очищения священник ни разу не прикасался к заболевшему. Закон не мог уничтожить грех. Но когда мы видим Иисуса в действии, всё выглядит иначе. В Евангелии от Матфея 8:2 Иисус повстречался с прокаженным, который встал перед ним на колени и говорит: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Здесь сказано, что этот несчастный человек, пораженный проказой, символизирующей грех, воплощает в себе каждого из нас. Иисус ответил на его мольбу. Он: «…простерши руку, коснулся его» (стих 3). По закону священнику разрешалось только смотреть на проказу. Но Иисус коснулся страдальца. Вместо того, чтобы каждую неделю следить за состоянием проказы, Иисус мгновенно исцелил человека! Проказа исчезла. Это показывает силу Господа и немедленное исцеление, происходящее по благодати Божией.
Когда мы размышляем о жертве Иисуса в хлебе и вине, мы исследуем состояние греха в наших собственных телах. Подобно тому, как прокаженный преклонил колени перед Иисусом, мы тоже склоняемся и молимся об очищении не только сегодня, но и каждый день. Через воды крещения мы приобщаемся к смерти и воскресению Иисуса и очищаемся благодаря его жертве, принесенной ради нас. Пусть Бог и дальше благословляет каждого из нас на пути к Его Царству.
Бен Брамхил (21.01.2024г.)