Изучение Библии: Бытие 25,26; Псалтирь 30; От Матфея 16.
Это универсальная истина: каждому из нас когда-нибудь в жизни придется пережить страдания. Страдания принимают разные формы. Чаще всего это является результатом болезни и смерти. Для большинства это просто факт жизни. Это неудобство, часто трагичное, очень трудно переносимое, горькое и печальное. Естественная человеческая реакция на страдания, особенно если мы не сделали ничего плохого, – это жаловаться, стонать и чувствовать несправедливость.
Даже те, кто был крещен во Христа, будут страдать в этой жизни. Тем не менее, у нас должен быть совершенно иной взгляд на страдания, чем у людей в мире. Когда страдания постигали апостолов, они даже радовались (см. Деяния 5:41, Колоссянам 1:24). Они наслаждались своими трудностями (см. 2 Коринфянам 12:10).
В 1 Петра 2:19 нам сказано, что: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо». Этот стих подчеркивает разницу между подавляющим большинством человечества, оплакивающим свои страдания, и такими, как мы, которые могут им радоваться. Люди, у которых есть совесть по отношению к Богу, поднимают свой разум над собой, чтобы увидеть жизнь с небесной точки зрения.
В 1 Петра 2:20 продолжается: «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу». В оригинальном греческом языке слово «угодно» в стихе 20 – это то же самое слово, что и слово «угодно» в стихе 19 [в английском переводе используются два разных слова]. В Новом Завете это греческое слово обычно переводится как благодать или благоволение, которое Бог оказывает нам. Бог неравнодушен к нашим страданиям и дарует нам Свою благодать, чтобы помочь нам терпеливо их переносить.
Эти стихи в послании Петра напоминают нам, что мы не призваны страдать ради страданий. Именно страдание напоминает нам о Божьей благодати. Когда мы думаем о благодати, о незаслуженном благоволении, которое Бог оказывает нам, мы можем радоваться и приемлемым образом претерпеть страдания.
Последнее благословение, данное нашим Господом Иисусом в его списке заповедей блаженства, касается страданий: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:10).
Страдания в этом контексте – это преследование, возможно, одна из самых тяжелых форм страданий. Однако благословение заключается не только в том, что, если бы их преследовали, они оказались бы в Царстве Божием. Иисус на самом деле говорит: «…их есть Царство». Значение этих слов в том, что они не просто будут в Царстве, но и унаследуют его. Только один тип людей имеет право наследовать королевство, а именно король. Через нынешние страдания последователи Иисуса готовятся стать правителями Царства Божьего на земле. Они будут царствовать с Христом Иисусом в Царстве. То же самое сказал Тимофею апостол Павел: «если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тимофею 2:12).
Господь Иисус, обращаясь к верным людям в экклесии в Смирне, ободрил их в их скорби такими словами из Откровения 2:10: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Многие из тех, кто подвергался гонениям в первом веке, действительно умерли. Их есть Царство Божие, ибо они пострадали за правду, и их ждет венец жизни, жизнь вечная. Они будут бессмертными правителями Царства Божьего при возвращении Христа Иисуса.
Страдания, о которых Петр написал в своем послании, включали гонения. Те рассеянные евреи, которые прочитали его письмо, должны были подвергнуться сильным притеснениям со стороны императора Цезаря Нерона. Он собирался пытать верующих во Христа Иисуса и многих казнить. Однако обещание будущей славы должно было быть истинным для тех, кому писал Петр, ибо в 1 Петра 4:13 он увещевает их: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете». Эта радость в страданиях перекликается со словами Господа нашего Иисуса в Евангелии от Матфея 5:12, когда он сказал: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…». И для них, кому писал Петр, будет Царство Небесное.
Божья благодать или незаслуженное благосклонность к нам гарантируют, что страдания, которые мы терпим в этой жизни, не будут забыты Им. Какую бы форму ни принимали наши страдания, если мы будем держаться упования (Евреям 10:35) и терпеть, нас ожидает великая награда, как описывает Павел, когда пишет находящимся в Риме: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:17,18).
Священное Писание изобилует воодушевлением к будущей славе, чтобы помочь нам реагировать на страдания приемлемым для Бога образом. Нам необходимо это ободрение, поскольку пути Божьи так же далеки от человеческой природы, как выше земли (Исаия 55:9). Правильная реакция на страдания в контексте гонений является полной противоположностью человеческого инстинкта, как указывает Иисус в своей Нагорной проповеди. «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:44).
Именно слово Божье дает нам необходимое ободрение, чтобы благочестиво реагировать на страдания, в какой бы форме они ни обрушивались на нас.
В 1 Петра 2:21-24 Христос Иисус показывает нам пример для подражания. Он – высший стандарт терпеливого перенесения страданий. Он заслужил этого меньше, чем любой из нас, но Он подчинился воле Божией ради нас.
Мы помним его и его пример неделя за неделей в хлебе и вине, и мы радуемся, что через свои страдания он: «…был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откровение 5:9,10).
С какими бы испытаниями мы ни столкнулись в жизни, перед нами есть пример нашего Господа и Учителя Иисуса Христа. Мы знаем, что благодаря его страданиям мы имеем великий повод радоваться, ибо наше есть Царство Небесное.
Петр завершает свое первое послание тем же обещанием и словами ободрения к будущей славе со Христом по благодати Божией. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Петра 5:10,11).
Адам Пэветт (14.01.2024г.)