Изучение Библии: Иов 33; Захария 9; Откровение 7-9.
В наших чтениях Библии из Ветхого Завета мы следили за спорами между Иовом и тремя его друзьями, обсуждавшими причину обрушившихся на него бедствий. Читая Иов 32, мы дошли до той точки повествования, где Елиуй вносит свой вклад. Он привносит ощущение реальности и пропорциональности в бескомпромиссные словесные баталии, которые имели место.
Читаем: «…тогда возгорелся гнев Елиуя, сына Варахила, Вузеянина, из рода Рамова; против Иова возгорелся гнев его, потому что он оправдывал себя больше, чем Бога» (стих 2). Елиуй предложил Иову дополнительные слова упрека: «…великие люди не всегда мудры» (стих 9). Елиуй также упрекнул троих друзей за их разрушительную и неосведомленную критику: «…и на трех друзей его возгорелся гнев, потому что они не нашли ответа и осудили Иова» (стих 3).
Из книги Иова, наполненной противоречивыми человеческими эмоциями, можно извлечь важный урок. И он в том, что никто не праведен в глазах Всевышнего. Но Елиуй подчеркивает тот факт, что Всевышний милостив к тем, кто исповедует свои грехи и смиренно ищет у него милости и прощения: «Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» (Иов 33:27,28).
Позже, в Новом Завете, притча нашего Господа о блудном сыне показывает готовность Бога простить нас, когда мы признаем свою неправоту. Окончательное решение Иова признать, что Бог всегда прав и что он не в состоянии подвергать сомнению Его действия, связывает Иова со всем народом Господа как в страданиях, так и в покаянии.
Чтобы привести грешника к покаянию, нужна Божья скорбь. Мы узнаем, что Давиду были прощены прелюбодеяние и убийство, потому что он полностью смирился перед Всевышним и исповедал свои грехи. Давид говорит нам, что: «…жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псалом 50:19). Псалмопевец также пишет: «Блажен человек, который не ходит на совет нечестивых, и не становится на путь грешников, и не сидит на месте беззаконных. Но радость его — в законе Господнем; и о законе Своем размышляет он день и ночь» (Псалом 1:1,2). Такие люди никогда не будут отвергнуты.
В то время как друзья Иова утверждали, что Иов страдал, потому что грешил, Елиуй утверждает, что Иов грешил, потому что страдал. Елиуй утверждает, что Всемогущий иногда использует страдания ради нашего блага, чтобы остановить нас и заставить задуматься, куда мы идем в жизни. Это божественное вмешательство может даже избавить нас от вечной смерти. Итак, он рекомендует Иову смириться перед Всевышним и признать, что Бог знает, что Он делает. Елиуй также утверждает, что Всемогущий не несправедлив. Бог не безразличен и не бессилен действовать от имени Своего народа.
Елиуй представляет другой взгляд на страдания. Он показывает Иову и его друзьям, что их предположение о том, что страдания являются результатом греха, ошибочно. Напротив, цель страданий — приблизить нас к Всевышнему. Елиуй показывает им, что Всемогущий суверенен. Он управляет всеми нашими делами и награждает праведников не потому, что они этого заслуживают, а потому, что Он — Бог любви, милосердия и благодати. Елиуй привнес ясность, сочувствие и сострадание в ситуацию Иова. Он разгневался на Иова, потому что тот пытался оправдать себя, когда обвинял Всевышнего в несправедливости. В отличие от друзей Иова, его речь становится прелюдией к речи Бога, которая последует в главе 38.
В пяти последних и возвышенных главах книги Иову приходится осознать свою недостойность в глазах Всемогущего. Ему напоминают о верховенстве Господа Бога, как великого Творца.
Из книги Иова мы также узнаем, что Всемогущий не только говорит с нами, но и хочет нас спасти. Он делает это, посылая посредника между собой и человечеством. Такая концепция имеет решающее значение для понимания того, как действует Всемогущий. Понимание этой концепции Елиуем отличает его от других персонажей, появляющихся в «Иове», и делает этот раздел повествования самым продвинутым и глубоким из всех его комментариев.
Описание этого посредника, которое Елиуй дает, представляет собой личность совершенно особого рода. Этот человек обладает следующими характеристиками (см. Иов 33:23-24):
• Он посланник.
• Он переводчик (оратор, уполномоченный Богом).
• Он один среди тысячи.
• Он тот, кто объявит человеку, что правильно, то есть он даст наставления о том, как мы можем исправить пропасть между нами и святым Богом.
• Он милостив к кающемуся грешнику. Он способен избавить нас из ямы и обеспечить выкуп за грех.
Очевидно, что все эти качества достигли совершенства в Господе Иисусе Христе. Мы можем только восхищаться деталями, которые сообщает Элиуй. Елиуй знал, что посредник должен обеспечить выкуп (покрытие пролитием крови или цену искупления). Хотя Елиуй не мог быть полностью осведомлен о деталях спасительной работы Господа Иисуса Христа, его работа посредника вполне соответствует описанию апостола Павла, работы которого были изложены в его письме к братьям и сестрам в Риме:
«Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе: которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде; во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса…
Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие…
Как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Римлянам 3:23-26, 5:18-21).
Кто из нас не терпел и не ощущал своего ничтожества, как это делал Иов? Как он говорит: «Слухом уха я слышал о тебе, теперь же око мое видит тебя» (Иов 42:5). Иов, как и мы, воспринимал все чудесные аспекты творения, поскольку существо само по себе разумно и достаточно глубоко концентрируется над свидетельством силы Всемогущего в чудесных вещах, которые Он создал. Мы, в нашей слабости и недостоинстве перед нашим Небесным Отцом, должны присоединиться к Иову и сказать кротко и смиренно: «…посему я отрекаюсь от себя и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6).
Как велико было счастье и утешение Иова, проживавшей остаток своей жизни. В конце концов он обретает мир с Господом своим Богом и своим собранием. Иов обрел милость и благодать в глазах своего Создателя.
Иов, вместе с Авраамом и Исааком, умер стариком, насыщенными днями. Долгая жизнь – это дар Всевышнего. Но еще более изумительный дар Господа лежит в будущем. Реабилитация Иова после его страданий была подобна воскресению Лазаря. Лазарь вышел из гроба, излеченный от болезни, но все еще связанный погребальными пеленами смерти. Совершенство воскрешения Иова, как и наше, не произойдет до тех пор, пока не произоёдет величие воскресения суда и бессмертия, которое мы все еще ожидаем. Оно коснется всех, кто жаждал явления Господа Иисуса Христа.
Давайте теперь посмотрим, как это стало возможным, поскольку мы вспоминаем жертву Господа Иисуса Христа в символах хлеба и вина.
Грэм Паркер (24.12.2023г.)