Библейские проповеди
Живущим далеко от других, но не одиноким
28.10.2023

Библейские чтения: 2 Паралипоменон 26,27; Даниил 7; Деяния 7.

В Деяниях 7:48,49 говорится: «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: «Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?»

Иногда бывает грустно осознавать, что ты принадлежишь к меньшинству, что ты отличаешься от большинства и такое чувство, наверное, знакомо большинству христадельфиан. В некоторых странах большинство жителей ходят в католические или православные церкви, в других странах много мусульманских мечетей или буддистских храмов. В некоторых странах большинство людей вообще нерелигиозные, вместо этого они стремятся к богатству, славе и праздно проводят свое время. Где бы мы ни жили, мы оказываемся в меньшинстве, и когда мы делаем преломление хлеба, вспоминая Иисуса, мы делаем это в небольших группах, а то и вовсе в одиночестве. Поэтому слова Стефана, записанные в Деяниях 7:48,49, как нельзя лучше относятся к нам.

Храм в Иерусалиме

В Иерусалиме был свой замечательный Храм. Во времена Стефана его строительство еще не было завершено, хотя его строили уже более 50 лет. Он был центром еврейской жизни и первосвященники и фарисеи хотели, чтобы он и продолжал играть эту роль. В конце концов, в Псалме 131:13-16 написано: «Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе: «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его. Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом; священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются. Таким образом, у евреев были веские основания верить в то, что храм был символом статуса израильского народа как богоизбранной нации – и первосвященники были убеждены, что сам Бог поставил их на высшую ступень социального общества.

Учение Иисуса

Но когда пришел Иисус, он учил, что для Бога важно не ритуальное поклонение в храме и не внешнее соблюдение правил поведения, для Него важно состояние нашей души. Когда Иисус пошел в Самарию, где люди поклонялись на горе Гаризим, он сказал женщине в Иоанна 4:21-23: «Поверь мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. …Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

Иисус подвергся жестокой казни, и какой бы ценой первосвященники ни добились своей популярности, они, наверное, надеялись, что он замолчал. Но спустя всего лишь 50 дней голосом Иисуса заговорили 12, потому что апостолы продолжали учить так, как это делал Иисус. И теперь, уже с помощью силы Святого Духа, их понимали люди, говорившие на разных языках, разных национальностей, где только были разбросаны израильтяне! Деяния 2:11: «Критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?»

Стефан

Но один человек стал на их пути. Стефан, исполненный веры и силы (Деяния 6:8), творил великие чудеса и знамения; некоторые люди попытались спорить с ним: «Но не могли противостоять мудрости и Духу, которым он говорил» (Деяния 6:10). Так же, как они много раз пытались переспорить Господа Иисуса и им это не удавалось, теперь им не удалось переспорить Стефана. Так же, как в случае с Иисусом, они пытались найти лжесвидетелей, чтобы обвинить Стефана и так же, как в случае с Иисусом, они возмутили народ против него.

Приведя его в синедрион, они столкнулись с тем фактом, что не так давно они сфальсифицировали такие же обвинения против Иисуса. Стихи 13,14: «Представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей».

Защита Стефана

Стефан начал свою защиту с простого рассказа. Казалось, что он просто коснулся истории происхождения народа Израиля, начав с призыва Авраама. Вместе с тем в его речи прозвучали нападки на традиционный подход, которого придерживались лидеры еврейского народа. Они правильно считали Авраама отцом нации. Но Стефан напомнил, что Бог явился Аврааму, когда тот находился в Месопотамии – тогда Иерусалим еще так не назывался и храма тогда еще не было. Даже когда Авраам вошел в землю, которая позже стала израильской землей, у него не было там даже собственного участка: «И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги» (Деяния 7:5). Потом Иосиф был продан в рабство в Египет, но Бог наблюдал не только за Израилем. Он был с Иосифом, он был и там, среди всех тех пирамид и поклонения лжебогам в Египте. Тем временем в Обетованную землю пришел голод и Иаков со всей своей семьей вынужден был переселиться в Египет, потому что там была пища. Но Бог не простил им и там наблюдал за ними – Моисей был прекрасен «пред Богом» (стих 20). Но Бог явился Моисею даже не в Египте. Тогда он стал «пришельцем в земле Мадиамской» (стих 29), и это было спустя 40 лет как Бог явился ему – не в Иерусалиме, но в пустыне горы Синая; не в храме, но «в пламени горящего тернового куста» (стих 30). Но даже этот пятачок скудной пустынной земли был святой землей, и Моисею было велено снять с себя обувь.

В стихе 34 говорится: «Я вижу притеснение народа моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его». Присутствие Бога не ограничивалось зданием, городом или даже страной. Бог присутствует везде, Он знает все и находится со Своими людьми, где бы они ни были. Когда у них была скиния для поклонения, они были в пустыне и Бог шел вместе с ними и встречался с ними, где бы они ни были – то есть для него главное – люди, а не определенное место или здание. Как сказал Стефан в стихах 48-50: «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: “Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?”»

За сценой побивания Стефана камнями наблюдал один юноша по имени Савл, к его ногам свидетели положили свои одежды. С большой долей вероятности можно предположить, что эта сцена произвела на юношу неизгладимое впечатление. Вне всякого сомнения он видел, как распяли Иисуса; теперь он увидел другого человека, который проявил такую же милость и спокойствие, столкнувшись лицом к лицу со смертью. Позже Савл (которого стали звать Павел) перестал поклоняться в храме и оставил свою карьеру фарисея, посчитав всё это ерундой, потому что он понял, что намного важнее знать Иисуса Христа, его Господа. Филиппийцам 3:8-10: «…чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его».

Вместе с Христом

Поэтому, собираясь вместе, чтобы вспомнить Господа Иисуса, даже если это собрание братьев и сестер проходит у кого-то в квартире или в частном доме, даже если нас немного или даже если мы одни, давайте помнить, что мы не одиноки. Авраам и Сара были супругами и когда жили в палатке в Ханаане, были далеко от других верующих. Они жили среди людей, говоривших на другом языке, часто им было страшно жить среди чужих людей. Они на самом деле были оторванными от мира, но они не были одинокими, потому что с ними был Бог. Мы преломляем хлеб и пьем вино и это продолжает напоминать нам, что мы не одни. Павел написал в 1 Коринфянам 10:16,17: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба».

Хлеб, вино, нашу веру и надежду мы разделяем не конкретно в данном месте в данное время, мы разделяем их с верующими всего мира, с людьми разного возраста, не ограничиваясь временными рамками. Мы разделяем их с людьми, которые решили быть не такими, как все, избрали свою узкую тропинку, тогда как весь мир идет по широкой дороге, которая ведет к погибели (Матфея 7:13). Мы из тех людей, кто строит свой дом на прочной скале Христа, тогда как другие люди строят свой дом на песке (стихи 24-27). Каждый из нас один, но вместе нас много, сплоченных в одном теле. Мы можем находиться далеко от других братьев и сестер, но мы не одиноки. Давайте же сейчас вместе разделим символы Иисуса Христа.

Эндрю Уокер (29.10.2023г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.