Библейские чтения: 1Паралипоменон 24,25; Иезекииль 34; Филиппийцам 1,2
Сомневаюсь, чтобы кому-нибудь из нас пришлось провести часть своей жизни за решеткой. Возможно, однако, что некоторым довелось посещать кого-то из заключенных. Тем не менее, всем нам выпало испытать нечто отдаленно похожее на заточение во время эпидемии КОВИД-19, разразившейся несколько лет назад и приведшей к объявленному властями запрету покидать свой дом. Каждый из нас смог на себе лично ощутить воздействие такого ограничения и обнаружить, что оно выводит человека из равновесия. Мы страдали от одиночества и томились отсутствием привычного нам общения с другими людьми.
Возможно даже, что проведенное Павлом в тюрьме время в этом отношении было лучше, чем наши ковидные ограничения, поскольку в Деяниях 28 мы читаем, что, находясь в заточении в Риме, он «….принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30-31).
С другой стороны, возможно, что описание событий в Деян. 28 формирует у нас не совсем верные выводы. Когда мы читаем, что «…жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему» (ст. 30), мы, не исключено, воображаем себе загородный дом с аккуратной дорожкой, ведущей к парадному, и Павла, сидящего на солнышке с чашкой кофе и беседующего со своими друзьями. Но ничего подобного не было и в помине.
Во-первых, в греческом тексте нет слова «дом». Наилучший перевод этого отрывка можно было бы представить таким образом, что Павел «…прожил там целых два года за свой счет». Это означает, что у него были определенные привилегии, но в повествовании Книги Деяний мы находим явное свидетельство о том, что его охранял воин (ст. 16) и что его держали в цепях (ст. 20).
Подтверждение именно такой ситуации можно найти в посланиях, написанных Павлом в то время. Он пишет: «Я в узах» (Кол. 4:3); «…я, Павел, сделался узником Иисуса Христа» (Еф. 3:1) и: «…для которого я исполняю посольство в узах» (Еф. 6:20). В нашем сегодняшнем чтении Библии он несколько раз упоминает о своем заточении (Филип. 1:7,13,14 и 17). Нам следует предположить, что он должен был платить за оказанные ему привилегии, такие как возможность принимать у себя посетителей и получать пропитание. В основном, однако, он провел два года под домашним арестом, прикованный цепью либо к надзиравшему за ним римскому солдату, либо, возможно, к стене.
Вряд ли кто-то из нас сталкивался с чем-то подобным в своей жизни. Но мы, вполне возможно, тоже переживали какие-то события и обстоятельства, которые казались нам трудными, удручающими или разочаровывающими. Возможно, были случаи, когда мы ощущали себя в такой ловушке, из которой, по нашему представлению, не было выхода, и проходили через времена, когда казалось, что помочь нам не может никто. Так как же апостол Павел справлялся со своим заточением, и чему мы могли бы научиться у него?
Замечать доброе в любой ситуации
Возможно, у нас получится извлечь несколько полезных уроков из послания, написанного Павлом верующим в Филиппах. Первый урок заключается в том, что мы должны искать хорошее в любой ситуации. Взгляните на слова апостола в первой главе Послания Филиппийцам. Он выражает радость о том, что Евангелие распространилось по всему Риму с момента его прибытия в город, «так что узы мои о Христе сделались известными всей претории» (ст. 13). Результатом проповеди апостола стало не только это, но ещё и то, что, глядя на него, и другие братья исполнились большей уверенностью в своем собственном служении по распространению Слова Божьего (ст. 14).
Однако далее Павел говорит, что некоторые братья проповедовали Христа «по зависти и любопрению» (ст. 15). Они поступали так, движимые собственными эгоистичными амбициями, намереваясь увеличить тяжесть его уз (ст. 17, ESV).
И как же он отвечает на это? Павел выражает своё удовлетворение сложившейся ситуацией. Какими бы ни были мотивы этих людей, он радуется тому, что они в любом случае «проповедуют Христа» (ст. 18). Апостол был готов не обращать внимание на зловредный умысел, выказываемый против него некоторыми братьями, и просто радовался распространению Евангелия!
Мне было бы нелегко иметь подобное Павлу отношение к этим вещам. Если кто-то проявляет намерение усложнить мне жизнь, то меня это злит. Я склонен строго судить людей и могу затаить обиду. Вместо того, чтобы искать в этих людях и их действиях какие-то положительные стороны, я склонен сосредотачиваться лишь на плохом. Возможно, я в этом смысле человек необычный, хотя сам себя таковым не считаю, конечно же. В гораздо большей степени я полагаю, что являюсь вполне нормальным человеком, и что большинство из нас придерживаются такого же подхода в данном вопросе.
Проблема с затаенной обидой прежде всего состоит в том, что она плохо действует на нас самих, способствуя возникновению у нас разных плохих мыслей. Она разрушает наши отношения с обидевшим нас человеком и препятствует проявлению к нему добра.
Можно приобрести немало пользы, ища хорошее в других людях. Как говорит Павел, «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филип. 4:8).
Посему, станем учиться на примере апостола. Будем научаться искать хорошее в других, даже когда кажется, что они действуют из злого умысла по отношению к нам. Давайте попробуем искать хорошее в любой ситуации, даже когда она воспринимается нами как трудная и обидная. Мы знаем, что тем, кто любит Бога, всё, даже плохое, служит во благо (Рим. 8:28).
Готовность принимать помощь от других
Есть еще одно выражение, которое Павел использует в своих посланиях очень часто. Оно переводится поразному: общение, сотрудничество, участие, но при этом всегда означает одно и то же. Например, апостол благодарит Бога во всех своих молитвах: «…за ваше участие в благовествовании от первого дня доныне» (Филип. 1:5). Он описывает филиппийцев как «…соучастников моих в благодати» (ст. 7). Это одно и то же греческое слово, используемое как для «участия», так и для «соучастия» в этих двух отрывках.
Во время первого посещения Павлом филиппийцев, после того как он и Сила подверглись побоям и были заключены в темницу, он вновь оказался на свободе после разразившегося в тамошних местах землетрясения. Затем они провели не более трех недель в Фессалониках, прежде чем были вынуждены перебраться в Верию. Однако в течение этих трех недель он был очень благодарен за помощь, которую ему оказали его новые братья и сестры в Филиппах. Филиппийцы «…оказали участие» (снова то же самое греческое слово) ему, раз за разом посылая апостолу помощь и подаяние во всех его нуждах (Филип. 4:15,16). Теперь, спустя годы, проведать находившегося в заточении в Риме Павла пришел Епафродит, передавший ему посылку от братьев и сестер в Филиппах. Павел описывает Епафродита как своего «…брата и сотрудника и сподвижника» (Филип. 2:25).
Бывает ли у вас такое, что вы – как и я сам, – иногда чувствуете, что хотите быть сильным, хотите крепко стоять на своих ногах, показывая всем остальным, что вы не нуждаетесь в их помощи? Возможно, что в этом случае нам следует поучиться у Павла. Он был признателен и счастлив рассматривать окружавших его людей как соратников и сотрудников, разделяющих бремена его жизни. Все мы странники на едином для нас пути, а потому и попутчики. Для того мы и вместе, чтобы помогать друг другу и разделять общие для нас трудности и испытания.
Выглядывая за стены
Если человек находится в тюрьме, то, скорее всего, ему невозможно видеть происходящее по ту сторону окружающих его стен. Как правило, при возведении тюрем никто не заботится о том, чтобы перед их окнами открывался замечательный вид.
Тревоги, страхи, боль и явления, которые беспокоят нас и заставляют волноваться, могут восприниматься нами как нечто родственное темнице. Они могут вызывать ощущение того, что мы оказались в ловушке, и мешать нам думать о других людях, мешать видеть перед собой будущее. Мы можем целиком погрузиться в свои собственные проблемы, а мир станет давить на нас со всех сторон.
Весьма примечательным в этом смысле выглядит отношение Павла. В Филиппах его и Силу заперли в самой надежной темнице, поместив их туда без суда и следствия. Можно быть полностью уверенным, что окон в ней не было. Однако несмотря на эти обстоятельства, они не потеряли из виду своего Господа, а потому стали молиться и петь гимны.
И вот теперь Павел вновь находился в тюрьме. Тем не менее, его Господь по-прежнему был близок к нему, и апостол знал о его присутствии: «Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филип. 4:5-7).
Павел научился сохранять эту уверенность и пользоваться ею в любой ситуации. «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (ст. 12,13).
Посему, обратим взор свой к нашему Господу. Он великолепно знал и представлял себе те благословения, которые откроются после достигнутой им победы на кресте. Он мог видеть хорошее даже в тех, кто забивал гвозди в его руки и ноги! Он делил вверенное ему служение со своими слабыми и спотыкливыми учениками. И даже теперь он не стыдится называть нас своими братьями и сестрами. Так возблагодарим же его за пример, который он нам подаёт, за открывшуюся в нем благодать Божью и за его непрестанную заботу о нас.
Эндрю Уокер (8.10.2023г.)