Библейские проповеди
Посвящение Храма
14.10.2023

Библейские чтения: 2Паралипоменон 5,6; Иезекииль 41; Иоанна 7.

В сегодняшнем библейском чтении из 2 Паралипоменон 5 и 6 мы читаем о завершении строительства храма. За этим последовало внесение ковчега в храм и речь Соломона о посвящении.

Нам рассказывается во 2 Паралипоменон 6:1, что Бог пребывает во мгле. Мы находим подобные слова во времена Моисея: «…Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исход 20:21). Мы также знаем, что Бог вывел детей Израилевых из Египта, окутанный столпом облачным днем и столпом огненным ночью. Когда Бог давал указания Моисею по поводу постройки скинии (Исход 25:8), это делалось для того, чтобы Он мог пребывать среди них. Скиния являлась местом, где они могли встречаться с Богом.

Через пять веков люди просили царя, и когда Саул умер, Бог установил престол Давидов в земле обетованной. Когда народ достиг мирного времени, Давид построил себе хороший дом из кедрового дерева. Но ему было стыдно думать о том, что Бог пребывал в скинии, палатке, в то время как у него самого был великолепный дворец. Он решил построить постоянное здание для Бога. Однако, Давид был человеком войны, и вследствие этого Бог не позволил ему построить дом для Него. Несмотря на это, Он пообещал Давиду, что его сын Соломон построит храм, и при условии, что его потомки будут праведными, сын Давида будет царствовать на престоле вечно. В своей речи посвящения, Соломон вспомнил все это: «…было на сердце у Давида, отца моего, построить дом имени Господа, Бога Израилева» (2 Паралипоменон 6:7).

Почему он сказал, что дом будет имени Бога? Мне кажется, это было для того, чтобы осознать, что, в действительности, Бог находится везде (см. главу 6:18). Ему не нужен физический храм, чтобы жить в нем, подобно ложным богам других народов. То, что Бог и Его Сын Иисус присутствуют везде, также написано в Новом Завете: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матфея 18:20).

Соломон построил храм на гумне Орны, на горе Мориа (2 Паралипоменон 3:1). Это было именно то место, где Давиду было поручено построить жертвенник Богу в конце мора, посланного Богом в наказание за то, что Давид пересчитал народ (2 Царств 24:15-25).

Храм, как и скиния, должен был стать местом, где Божий народ мог бы служить Ему. Завершение строительства храма было событием государственной важности, поэтому Соломон позаботился о том, чтобы привлечь к нему всех важных людей: «Тогда собрал Соломон старейшин Израилевых и всех глав колен, начальников поколений сынов Израилевых… и понесли ковчег и скинию собрания и все вещи священные… и принесли священники ковчег завета Господня на место его…» (2 Паралипоменон 5:2,5,7).

Внутри ковчега находились две каменные скрижали, содержащие десять заповедей (2 Паралипоменон 5:10). Золотого горшка с манной и распустившегося жезла Аарона там больше не было. Должно быть, они были утеряны, когда ковчег находился в земле филистимлян.

Затем певцы и трубачи «восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако» (2 Паралипоменон 5:13).

Соломон рассматривал завершение строительства храма как исполнение Божьих обещаний, данных Давиду, его отцу, о том, что его сын построит дом, в котором будет обитать Бог, и что потомок Давида будет вечно восседать на его троне (2 Паралипоменон 6:3-11). К сожалению, сам Соломон не был полностью верен Богу, и окончательное исполнение этого обещания ожидает возвращения Иисуса.

Если бы мы писали содержание молитвы посвящения Соломона, включили бы мы в нее будущие слабости нашей нации? Скорее всего, наша речь была бы о восхитительном здании, которое было построено для Бога, и о замечательном народе, который считал Его своим Богом.

Однако, отметив Божьи обещания Давиду, Соломон молится о том, чтобы, в каком бы состоянии ни оказался народ, Бог услышал бы их, когда они взовут к Нему о помощи.

В своей молитве посвящения Соломон обращается с семью прошениями:

  1. Если человек грешит против своего ближнего, и это становится подсудным делом, которое невозможно разрешить мирным способом, в отсутствие доказательств или свидетелей, тогда Соломон призывает самого Бога как судью осудить виновного и оправдать праведного человека (2 Паралипоменон 6:22,23).
  2. Если Израиль будет поражен в битве из-за того, что они согрешили, но они вернутся к Богу в молитве и прошении, Соломон просит, чтобы Бог услышал и простил их (2 Паралипоменон 6:24,25).
  3. Опять же, если случится засуха из-за того, что Израиль согрешил, и тогда они будут молиться Богу и исповедаются в своих грехах, Соломон просит, чтобы Бог услышал их с небес (2 Паралипоменон 6:26,27).
  4. Если на земле голод или моровая язва, ветер палящий или ржавчина, саранча или червь, когда человек обращается к Богу в молитве, Соломон просит, чтобы Бог услышал его (2 Паралипоменон 6:28-31).
  5. Теперь внимание Соломона переключается с сынов Израилевых на чужеземца, который услышал о великом имени Господа и Его могучей деснице и простертой длани. Если он тоже молится, обращаясь к храму, Соломон желает, чтобы молитвы этого человека тоже были услышаны, чтобы все народы земли знали имя Бога и боялись Его (2 Паралипоменон 6:32,33).
  6. Когда Израиль вступает в битву со своими врагами с Богом во главе, и они молятся Ему, тогда Соломон просит, чтобы Бог услышал их (2 Паралипоменон 6:34,35).
  7. Соломон обеспокоен тем, что если когда-нибудь весь народ погрязнет в грехе, и злой образ жизни испортит их жизнь, Бог отправит их в плен. Он молится о том, чтобы Бог услышал их голос в плену, когда они обратят свои лица к земле и будут молиться о том, чтобы Он освободил их (2 Паралипоменон 6:36-39).

Бог отвечает на молитву Соломона о посвящении, ниспосылая огонь с небес, чтобы поглотить жертвы. Когда сыны Израилевы увидели огонь, они поклонились до земли, вознесли хвалу Богу и воспели: «Ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (2 Паралипоменон 7:1-3).

Несмотря на огромную пышность и церемонию освящения храма, вдумчивая молитва Соломона о посвящении напоминает нам о двух принципах, которые пронизывают все Священное Писание. Во-первых, нам нужно всегда быть послушными Богу, чтобы заслужить Его благословение. Во-вторых, если, согрешив, мы покаемся и обратимся обратно к Богу, Он услышит нас и милостиво простит.

Апостол Павел, обращаясь к братьям и сестрам в Риме, составляет аналогичный список, в котором подчеркивает благость нашего Бога (Римлянам 8):

  • «Если Бог за нас, кто против нас?» (стих 31).
  • «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (стих 32).
  • «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]» (стих 33).
  • «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (стих 34).
  • «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (стих 35).

Соломон был обеспокоен тем, что Бог будет использовать скорбь и бедствие как средство наказания, чтобы вернуть сынов Израилевых к послушанию. Павел уверен, что если мы, верующие, попадем в какое-либо из этих бедствий, Бог никогда не оставит нас, но проведет через все это в Свое Царство.

Итак, когда мы вкушаем символы хлеба и вина в память о жертве Иисуса, Который умер за наши грехи, давайте разделим уверенность Павла:

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (стихи 38,39).

Марк Вебб (15.10.2023г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.