Библейские проповеди
Гай и Диотреф
21.10.2023

Библейские чтения: 2 Паралипоменон 16,17; Иезекииль 48; От Иоанна 17,18.

В качестве сегодняшнего наставления я хотел бы взглянуть на Третье послание Иоанна. Здесь апостол говорит о двух братьях во Христе, принадлежащих к одной экклесии: это Гай, о котором Иоанн отзывается очень высоко; и Диотреф, которого он осуждает. Давайте посмотрим, за что Иоанн хвалит Гая, чтобы нам применить его добрые слова на практике в нашей жизни сегодня? И почему Иоанн осуждает Диотрефа, чтобы мы могли избежать его ошибок?

Прежде чем мы начнем это исследование, нам нужно напомнить себе об историческом контексте письма Иоанна. Принято считать, что это письмо было написано в конце I века. Иисус давно умер, воскрес и вознесся на небеса, и мы находимся в периоде истории, когда слово Божье медленно распространялось по Средиземноморью.

Как именно распространялось слово Господне? Люди мало путешествовали в те дни. Информация и идеи не распространялись свободно. Сейчас мы следим за новостями по телевизору или в газетах. Мы знаем, что происходит в других странах и их народах, и можем найти информацию в Интернете на любую интересующую нас тему. Сейчас общения гораздо больше, чем было в те далёкие времена. Единственный способ, которым новости распространялись в первом веке, – из уст в уста. Жизнь первых христиан, которые ходили с места на место, проповедуя и распространяя евангелие, поистине, была довольно трудной.

Впервые Иоанн обращается к Гаю в Третьем послании Иоанна: «Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине» (3-е Иоанна 5-8).

Иоанн хвалит Гая за гостеприимство по отношению к неким странствующим проповедникам.

Я просто хотел бы извлечь из этих стихов несколько идей для размышления. В стихе 6 есть такая фраза: «…засвидетельствовали перед церковью о твоей любви». Люди, которым помог Гай, вернулись домой и рассказали, как сильна его любовь к экклесии. Важно помнить, что наши действия действительно говорят о том, кто мы есть. Даже есть такая народная мудрость: поступки говорят громче слов! Люди могут не слушать, что мы говорим, но они обязательно заметят то, что мы делаем. Для нас это большая ответственность. Наши действия сами по себе являются формой проповеди. Если мы проповедуем и учим любви, но не проявляем любви к другим, то это хуже, чем если бы мы просто молчали.

В этом послании есть еще одно интересное утверждение: «…не взяв ничего от язычников». Что оно значит? Нежели мы никогда и ничего не должны принимать от неверующих? Возможно, Иоанн имеет в виду, что хорошо, если мы можем обратиться за помощью к нашим братьям и сестрам, когда у нас возникают трудности. Они должны первыми замечать, когда мы страдаем.

Павел в своем послании к Галатам говорит: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Галатам 6:10).

Мы всегда должны помогать другим людям, когда у нас есть возможность, как тот добрый самаритянин, который помог раненому еврею. Но особенно мы должны помогать тем, кто состоит в семье по вере. Всегдашняя наша цель – распространять Евангелие, и всякий раз, когда мы помогаем другим, мы – соработники в истине, как сказано в 3 Иоанна 1:8. Всё это – и есть те хорошие вещи, которые мы можем взять из примера Гая.

А как насчет дурного примера Диотрефа? Иоанн пишет: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Иоанна 9,10).

В чем здесь обвиняется Диотреф?

  • Он поставил себя на первое место; он явно эгоистичный человек.
  • Он не признавал авторитет апостолов, которым Сам Христос поручил возглавить новую экклесию.
  • Он был виновен в выступлении против апостолов.
  • Он отказался приветствовать путешествующих братьев, которые распространяли евангельскую весть.
  • Он также исключил из экклесии тех, кто хотел принять этих братьев.

Всё это создает образ человека, контролирующего всё вокруг себя, который хочет за всех всё решать. Тот, который не потерпит противоречащего ему. Он хочет сделать себя центром внимания.

В Притчах 27:17 мы читаем: «О железо точат люди железные ножи, так же и учатся друг у друга, становясь острыми» (Современный перевод). Это довольно полезный стих. В нем говорится о том, что когда у людей другая точка зрения, и мы вынуждены отстаивать свою позицию, это может быть здорово. Если кто-то бросает вызов нашему образу мышления, это помогает нам исследовать то, во что мы верим.

Я многому научился за эти годы, споря о своих убеждениях с людьми, которые бросали мне вызов. Вам нужно хорошо знать свои убеждения, чтобы привести хороший контраргумент. Когда нам задают неудобные вопросы и мы должны быстро сформулировать ответ, это заставляет нас защищаться, что очень хорошо для нас. Например, мы не верим в учение о Троице, но недавно мне пришлось исследовать этот вопрос, чтобы поддержать аргумент против него для наших новых иранских друзей, которые постоянно спрашивают об этом.

Диотреф не терпел в своей экклесии людей, которые могли возражать против него. Он не уважал авторитет апостолов. Он просто хотел, чтобы всё было по-своему. Но не этому Иисус учит, не так ли? Никто из нас не должен диктовать всем остальным, что делать. Скорее, мы должны работать вместе в смирении.

Итак, Диотреф – плохой пример. Он не был благочестивым человеком. Он не обладал скромным характером и не принимал людей, которые могут бросить ему вызов. С другой стороны, у нас есть Гай, который является для нас отличным примером. В 3 Иоанна 1:11 мы читаем следующее: «Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога».

Итак, Иоанн разъясняет нам всё очень ясно. Мы должны смотреть на пример Гая и отвергать позицию Диотрефа. Но лучшим примером из всех является Господь Иисус Христос. Когда мы будем вспоминать его через хлеб и вино, давайте постараемся подражать ему, будучи уверенными в том, что очень скоро он вернется установить Царство Божье.

Алан Веб (22.10.2023г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.