Библейские чтения: 2 Царств 8; П.Иеремии 4; 2 Коринфянам 1,2.
В рассматриваемых нами сегодня двух посланиях Павла к коринфянам содержится одна из главных тем – это ободрение. Павел возвещает о готовности каждого из нас проявлять стойкость, пребывать в крепкой вере, иметь терпение, а, в случае необходимости, обладать мужеством. Возможно, иногда мы можем испытывать недостаток радости или удовольствия в нашей жизни, особенно в последние дни перед возвращением Господа, однако в этих посланиях апостола Павла, несомненно, можно почерпнуть ободрение и подкрепление не только лично для себя, но и в тех ситуациях, когда наша поддержка и ободрение необходимы нашим близким и друзьям.
Ключевая тема большинства посланий Павла – это Господь Иисус Христос и пример Его смерти и воскрешения. В своих посланиях Павел особенно отмечает значение жертвы Господа Иисуса Христа и Его воскресения. Многие же другие принципы и основные примеры из посланий Апостола Павла преимущественно описывают поведение и поступки, которые люди совершают.
В условиях современного мира, когда нас окружают коррупция, ложь, самовосхваление и возвышение самого себя, особенно важно обратить внимание на самый яркий и замечательный пример для каждого из нас – на нашего Господа Иисуса, Который никогда не грешил, не искал личной выгоды, не говорил лжи, но всегда превыше Своих собственных нужд избирал благополучие других.
Как в первом, так и во втором послании к Коринфянам Павел призывает своих последователей придерживаться тех принципов и наставлений, которым он всегда учил их, пребывая с ними. Все эти советы и инструкции так же важны для каждого из нас и в нашей жизни. Очень просто заблудиться в греховных путях этого современного мира и даже не заметить, как мы отдаляемся от нашего Господа. Так, Коринф, например, занимал довольно важную часть пути между Афинами и Италией, и был весьма загруженным городом. В Коринфе всегда было многолюдно, потому что в этот город постоянно прибывали и уезжали моряки, а также многочисленные купцы и торговцы из разных стран и континентов, которые привносили в Коринф свои собственные представления о морали, и поклонялись чужим неизвестным богам. Поэтому для живущих там христиан в те времена существовало сильное искушение перенять стандарты поведения тех, кто находился по соседству с ними.
В своем первом послании к Коринфянам (1 Коринфянам 5:1-13), Павел рассматривал серьезную ситуацию в Коринфе – дело об одном брате, который спал с женой или наложницей своего отца. Но после того, как экклесия получила письмо Павла с предупреждением не преломлять хлеб с согрешающим братом, то брат, осознав свой проступок, раскаялся и попросил прощения:
«Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» (2 Коринфянам 2:6,7).
Апостол Павел направил в Коринф Тита, чтобы передать через него свое первое послание к церкви. Возвратившись, Тит сообщил, что там все благополучно, а также подробно и обстоятельно отчитался перед Павлом о том, как опечалилась экклесия, осознав, что подобное поведение навлекло на всю церковь немилость Божью. Но после того, как церковь объяснила согрешившему брату, что его постыдные действия были неприемлемы в глазах Бога, тот с готовностью воспринял это обличение и решил не совершать подобное впредь.
Затем, во втором послании Павел написал, что после искреннего раскаяния задача церкви приветствовать возвращение раскаявшегося брата в свое собрание, с любовью и заботой.
В том же втором послании Павел с грустью пишет о том, что в Коринфе у него были враги, которые пытались принизить его и подставить, утверждая, что они такие же значимые, как он сам. Возможно, и в нашей жизни тоже бывают такие моменты, когда мы становимся объектом несправедливых обвинений со стороны нечестивых людей. Может оказаться невероятно трудным перенести несправедливое наказание и выстоять в такой ситуации. Далее Павел приводит список некоторых скорбей, которые ему пришлось пережить: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Коринфянам 11:24-26).
Как показывает Ветхий Завет, в истории были времена, когда Бог спасал Свой народ от врагов, но также были и такие ситуации, при которых Бог подвергал израильтян наказанию за неповиновение, бунт и идолопоклонство. Всевышний Бог – Бог любви, благодати и милосердия, но Он также может проявлять твердость и строгость по отношению к тем, кто игнорирует Его заповеди и восстаёт против Него. Поэтому, в ситуациях, когда и с нами поступают несправедливо или нас ложно обвиняют, нам нужно, по примеру Павла, научиться полностью доверять и полагаться во всем на помощь Бога, ибо Он – Судья всего человечества, и Он Сам наказывает за злодеяния, которые творят беззаконники.
В Исходе 3 Бог говорит Моисею из пылающего куста, что Он освободит Свой народ Израиль от жестоких рук египтян и что ему, Моисею, предстоит вывести Его народ из рабства в землю, где: «течет молоко и мед» (Исход 3:8). В этом случае легко понять причины, по которым Моисей не имел никакого желания возвращаться в Египет, где его разыскивал фараон за убийство египетского надсмотрщика, однако Бог настоял на том, чтобы Моисей поступил по Его воле.
«Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исход 3:11,12).
В ответ Бог заверяет Моисея, что будет рядом с ним и что они с народом вернутся на ту же гору Синай в надлежащее время.
Также мы можем вспомнить историю Ионы, которому было велено идти в Ниневию, чтобы проповедовать находившимся там язычникам. Иона также не пожелал исполнить Божье повеление и бежал от присутствия Господа в Таршиш. Но в обоих случаях Бог напоминает Своим посланникам, что такова Его воля, и вновь отправляет их в путь.
Порой возникают события, которые заставляют нас принимать не самые приятные решения, но при этом мы понимаем, что они являются наиболее правильными.
Часто мы знаем, чего хочет от нас Бог, но нам самим не хватает смелости, и мы тянем время, продолжая упорствовать воле Бога. Но Богу известны все наши слабости и несовершенства, поэтому Он обязательно благословит нас, если мы сохраним твердую веру и продолжим двигаться вперед, уповая на Его помощь и поддержку.
Нам нужно помнить, что Бог всегда верен Своим обещаниям и исполняет их, как было в случае с Израилем, когда Он привел их в землю обетованную. Поэтому и мы всегда должны полагаться с верой на Божьи обетования, зная, что Он никогда не оставит нас и не покинет. Как сказано во Второзаконие 31:6: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя».
Иисус Навин, который должен был стать преемником Моисея, получил от Бога такое же ободрение: «только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Иисус Навин 1:7).
Возвращаясь к Посланиям Павла к Коринфянам, мы видим, насколько Апостол ценит тех учеников, которые помогали ему в распространении Евангелия. Такие люди, как Тит, Сила и Тимофей, покинули свои дома и оставили карьеру, чтобы стать посланниками Павла. То, как Павел был привязан к Тимофею, мы узнаем из его второго послания к Тимофею, где мы читаем такие слова: «Тимофею, возлюбленному сыну…» (2 Тимофею 1:2). Мы можем заметить, как, благодаря ободрению Павла, Тимофей постепенно становится очень заботливым и внимательным братом, прекрасным примером для всех братьев и сестер в Коринфе. Впоследствии Тимофей продолжает заботиться и об экклесии в Ефесе (1 Тимофею 1:3). Это прекрасные примеры для всех нас – примеры искренней христианской любви и заботы братьев и сестер друг о друге.
В своем первом послании к Коринфянам Павел учит нас преломлять хлеб и пить вино в память о нашем Господе Иисусе (1 Коринфянам 11:23-28).
Во всем мире не существует лучшего примера искренней любви, веры, послушания и прощения, чем наш Господь и Спаситель Иисус Христос!
Именно поэтому мы с искренней благодарностью и чувством глубочайшего поклонения принимаем символы хлеба и вина в память о такой великой любви нашего Славного Спасителя и Господа Иисуса Христа и об обетовании Его возвращения.
Питер Роджерс (3.09.2023г.)