Библейские чтения: 2 Царств 16; Иеремия 20; Римлянам 5,6.
В сегодняшнем чтении Послания к Римлянам апостол Павел говорит своим читателям: «Мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Римлянам 5:1). Это означает, что до встречи с Иисусом мы воевали с Творцом вселенной! Мы были Его врагами, а не друзьями (Римлянам 5:10). Какая перемена – быть в мире с Богом! Теперь у нас есть доступ к Божественной благодати. У нас есть надежда славы, и любовь Божья распространяется на нас (Римлянам 5:2-5). Когда-то мы были хрупкими и немощными смертными, нуждавшимися в срочном спасении. Без вмешательства Бога, испустив наш последний вздох, мы перестали бы существовать. Павел высказывает ту же точку зрения, когда пишет к Ефесянам. Когда они были без Христа, говорит он, у них не было надежды: «Итак, помните… что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефесянам 2:11,12).
Какая ужасная ситуация! К счастью, апостол дополняет свою мысль: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Ефесянам 2:13). Он добавляет, что «Он есть мир наш» (Ефесянам 2:14).
Послание Павла к Римлянам было написано до письма к Ефесянам. В Послании к Римлянам апостол представил тщательно аргументированный довод о Божьем плане спасения и о том, как мы можем стать его частью. В первой главе он описывает неприглядное состояние мира, отвернувшегося от Бога, мира насилия и безнравственности. Бог позволил нам выбирать свой собственный сознательный путь, и, в результате, не все мы смогли выполнить Его праведные требования. Мы все согрешили и потерпели неудачу (Римлянам 3:23). Чтобы подчеркнуть нашу нужду в искуплении, Павел собирает воедино длинную цепочку цитат из Ветхого Завета (Римлянам 3:10-18). Затем он добавляет те же два слова, которые мы встречаем в Послании к Ефесянам: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия…» (Римлянам 3:21). Жизнь, смерть и воскресение Господа Иисуса показали, что Бог «праведен». Безгрешный человек, по справедливости, мог был быть избавлен из могилы, поскольку он не заслуживал быть там. И через победу Иисуса над смертью Бог открыл путь, которым мы тоже можем спастись от греха и смерти, если мы уверуем в Него и крестимся в Его имя. Этот план спасения заставляет нас помнить, что было сделано для нас, и обновлять наши заветные обещания, когда мы делимся хлебом и вином.
Очень часто библейское послание больше фокусируется на людях, чем на заповедях. Это разумно, поскольку мы, вероятно, проводим больше времени, разговаривая с людьми и о них, чем обсуждая тонкости библейского учения. Павлу очень интересны были люди и их опыт. Он пишет об Аврааме (Римлянам 4:1-5) и о том, какой была его вера в Божье обетование: «это вменилось ему в праведность». Затем он говорит о царе Давиде, который был прощен, несмотря на свои греховные поступки против Урии и Вирсавии, и благословлен даром Божьего прощения (Римлянам 4:6-8). Затем Павел возвращается к подробному рассмотрению того рода веры, которую Авраам имел в своей более поздней жизни, когда он и Сарра состарились и все еще были бездетны. Поскольку мы можем отождествлять себя с этим опытом неудач и разочарований, мы начинаем сравнивать наши собственные взгляды и убеждения с теми, что были у верных людей в далекие времена. Но в конечном счете мы должны сравнить себя с Самим Господом и Его жертвенной жизнью и смертью, ибо Он «…предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Римлянам 4:25). Он «умер за нечестивых» (Римлянам 5:6).
В интригующем комментарии апостол говорит: «Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть» (Римлянам 5:7). Вероятно, он имеет в виду кого-то, чья праведность холодна и беспристрастна по сравнению с хорошим человеком, который тепл и великодушен. Всегда находились добровольцы, готовые умереть за таких людей. Солдаты Давида пошли в бой, готовые умереть за царя, которого они любили. Но Христос умер за нас, когда мы были грешниками и даже когда мы были Его врагами (Римлянам 5:10). Таково качество и масштаб любви Бога и любви Господа Иисуса.
Жертвенная смерть, о которой мы сейчас вспоминаем, была не просто актом безграничной любви, хотя, безусловно, таковой и была. Это было средство, с помощью которого можно было обратить вспять трагедию греха Адама в Эдеме. Павел обращается к этому сравнению. В серии сопоставлений он показывает, что человек Адам согрешил и как навлек гибель на всех своих потомков. Но человек Иисус, которого в другом месте называют «последним Адамом» (1 Коринфянам 15:45), отменил Проклятие, последовавшее за грехом Адама. Появился новый правитель. Царство Царя Сина было заменено праведным правлением Царя Иисуса. Итак, Павел может заявить, что:
«…приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Римлянам 5:17), и:
«…как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Римлянам 5:21).
Когда мы, верующие, крестились, чтобы отождествить себя со спасительной работой Христа, мы вошли в новую сферу существования. Оставив позади жизнь Адама, мы стали членами семьи Бога и его слугами. Это принесло с собой огромные привилегии. Однако люди, которые изменили свою принадлежность, также должны изменить свое поведение. Павел призывает нас откликнуться на открывшиеся новые возможности: «Итак да не царствует грех в смертных ваших телах, чтобы вы повиновались своим страстям» (Римлянам 6:12). Мы новые люди, больше не находящиеся под властью Короля Сина, но подчиняющиеся новому Господу и его праведному закону. Мы должны отдаться ему.
Чтобы проиллюстрировать разницу между жизнью в Адаме и жизнью во Христе, апостол шаг за шагом показывает, что неудача Адама была преодолена успехом Иисуса:
- Преступление Адама принесло смерть всему человечеству, но благодать Божья и благодать Христа (обратите внимание на их отдельные вклады) принесли жизнь «для многих» (Римлянам 5:15).
- Преступление принесло осуждение, а послушание Христу принесло оправдание (Римлянам 5:16).
- Адам принес в мир смерть, а Христос принес жизнь (Римлянам 5:17).
«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Римлянам 5:19).
Обратите внимание, что это процесс. Мы все – «незавешенная работа». Мы еще не готовый продукт, каким хочет нас видеть Бог. Мы сделаемся праведными в должное время. На данный момент Бог обращается с нами как с «оправданными», потому что мы отождествили себя с работой Иисуса. Мы «…крестились во Христа» и «ходим в обновленной жизни» (Римлянам 6:1-4). При крещении мы обещали жить бескорыстной жизнью со Христом и для Христа. Павел использует аналогию с рабом, чтобы описать наши новые отношения:
- «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Римлянам 6:16).
- «Вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Римлянам 6:17).
- «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Римлянам 6:19).
- «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Римлянам 6:22).
Во всех наших испытаниях и невзгодах в этой жизни мы, рабы, должны помнить, что все происходящее готовит нас к лучшему будущему. В сегодняшнем чтении Павел объясняет, что наши различные испытания должны быть источником радости, поскольку они укрепляют характер и учат нас терпению. Завтра в восьмой главе он уверит нас, что все, что с нами происходит: «…содействует ко благу» (Римлянам 8:28).
Как мы можем сомневаться в истинности этих слов, если помним все, что Бог уже сделал для нашего спасения? Как подводит итог Павел: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Римлянам 8:32).
Теквин Морган (30.07.2023г.)