Библейские чтения: Исход 22; Псалтирь 74,75; Ев. от Марка 8.
В Евангелии от Луки 18:18,19 мы читаем: «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог». Версия Матфея гласит: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Матфея 19:16).
Из этих двух отрывков мы отмечаем две вещи:
• оценка правителем «хорошего» отличалась от оценки «хорошего» Иисусом;
• юноша думал, что сможет заслужить вечную жизнь каким-нибудь великим подвигом.
Дело в том, что мы не можем заслужить спасение делами, которые совершаем. Вечная жизнь – это дар от Бога. В Послании к Римлянам 4:3,4 написано: «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу».
Павел ясно дает понять, что если вечная жизнь является наградой за совершенные нами поступки и дела, то для благодати уже не остаётся места. В таком случае мы выполнили работу, и Бог обязан вознаградить нас за наши усилия. Но это так не работает! Павел настаивает: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Римлянам 4:5).
Однако наша вера нуждается в поддержке нашими делами. В Послании Иакова 2:17,18 нам сказано, что вера без дел бесполезна. Автор Послания говорит нам: «Покажи мне веру твою без дел твоих». Делал ли Авраам что-нибудь, чтобы угодить Богу? Конечно, он сделал в жизни несколько удивительных вещей:
• он покинул свой дом в Уре Халдейском;
• он отделился от своей семьи;
• он отправился в долгое путешествие, не зная, куда идет;
• он ждал обещанного ребенка 25 лет;
• он был готов пожертвовать своим сыном, встав рано утром и отправившись в Мориа.
Мы можем увидеть сильнейшую веру Авраама в этом последнем пункте. В Евреям 11:17-19 мы читаем, что Авраам был уверен, что если даже он убьет Исаака, Бог обязательно воскресит его из мертвых. Слово «он думал» (стих 19) в оригинале несет значение «он подсчитал», и это уже скорее математический термин. В оригинале читаем так, как будто Авраам подсчитывал. Он сложил вместе три факта (как он видел ситуацию):
• я должен пожертвовать своим сыном;
• но обещание, что мои потомки станут великим народом, зависит от Исаака;
• следовательно, Бог намеревается воскресить моего мертвого сына к жизни!
Авраам не сомневался. Его вера в обещанное Богом была твердой, как гранит. Исаак воскреснет из мертвых! Это уже было неоспоримым фактом в разуме Авраама.
Бог ищет в нас такую же веру. Послание к Евреям 6:17-19 описывает это следующим образом: «Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий…».
У богатого молодого правителя, по крайней мере в этот момент его жизни, не было необходимой веры в Бога, чтобы расстаться со своим богатством. В Евангелии от Матфея 19:22 сказано: «…юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Когда Павел пишет Тимофею в 1 Тимофею 6:17, он говорит: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения».
Павел говорит, что богатства, которые мы получаем через веру, бесконечно превосходят всё, что только может предложить мир:
• во-первых, мы уверены, что мир не может предложить ничего определенного;
• во-вторых, эти богатства исходят от Бога, изобилующего благостью и истиной. Когда этот мир предлагает награду, часто есть скрытый план получить что-то взамен!
• в-третьих, мы обретаем душевное спокойствие, зная, что Божья цель всегда состоит в том, чтобы делать нам добро в конце концов. Что бы ни дал нам этот мир, это длится всего лишь мгновение.
• в-четвертых, какая у нас надежда (!) – быть частью великого и вечного плана; учить смертных людей в Царстве, зная, что они будут слушать и внимать; чтобы наполнить землю познанием славы Яхве!
Вернемся к богатому молодому правителю. Он хотел быть хорошим, как Иисус. Он думал, что его можно будет считать хорошим за какой-нибудь героический поступок или дорогое пожертвование. Но Учитель сказал ему раздать всё свое богатство бедным и начать новую жизнь, следуя за ним.
В Евангелии от Луки 19:1-3 мы читаем о другом человеке, который был очень богат: «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом».
Мы читаем, что Закхей был главным мытарем. Очевидно, он очень усердно работал, чтобы его повысили до начальника. Римляне любили его за то, что он собирал для них налоги, но иудеи его ненавидели за это. По мере развития сюжета становится ясно, что его мучила совесть. В стихе 3 говорится, что он «искал» Иисуса. Решимость Закхея увидеть Иисуса была очевидна. Поскольку он был невысокого роста, он забрался на дерево, чтобы всё видеть самому, не быв при этом обнаруженным. Но Иисус видел не только его, но и всю остальную толпу. Этому главному сборщику налогов, должно быть, было унизительно слезать с дерева на глазах у всех окружавших его людей. Господу не нужно было говорить Закхею, что его богатство препятствует его спасению. Поговорив с Иисусом за ужином, Закхей сам захотел расстаться с ним: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Луки 19:9).
Когда мы сравниваем этих двух богачей, нам нужно решить, кто из них представляет нас. Готовы ли мы поступить так же, как Закхей, и отказаться от всего, чтобы следовать за Иисусом? Или мы подобны богатому молодому правителю, который любил свои деньги и не хотел расставаться с ними?
Любовь к богатству и тому, что на него можно купить, может сделать нас непригодными для Царства Божьего. Именно истинное богатство, происходящее от веры в Бога, приведет нас к Нему в Судный День. Как напоминает нам Пётр, Бог дает нам вечную жизнь. Всё, что нам нужно сделать, это поверить в Его обетования (2 Петра 1:3).
Когда мы будет вспоминать Господа Иисуса Христа сейчас в хлебе и вине, давайте помнить, что он отказался от всего в этой жизни, включая свою собственную жизнь, чтобы мы могли унаследовать обетования, данные Аврааму.
Джефф Кейв, (12.02.2023г.)