Библейские чтения: 4-я Царств 17; Иезекииль 7; Ев. от Луки 3.
В Библии довольно часто говорится нам о том, когда именно произошло то или иное событие. У нас есть два примера этого в наших чтениях Библии на сегодня. В 4-й Царств 17:1,6 мы читаем: «В двенадцатый год Ахаза, царя Иудейского, воцарился Осия, сын Илы, в Самарии над Израилем и царствовал девять лет… В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию…».
Народ, живший в северном Израильском царстве, был взят в плен, и для нас отмечена точная дата, когда это произошло. Однако, когда мы обратимся к сегодняшнему чтению Нового Завета, мы увидим примеры еще более точной датировки. В Евангелии от Луки 3:1,2 сказано: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне».
Здесь у нас есть список важных людей, начиная с самого могущественного человека в мире – римского императора, подчиненных ему местных правителей и заканчивая высшими людьми на службе у Бога, первосвященниками Израиля. Что мы можем сделать из этого исчерпывающего списка в самом начале служения Иоанна Крестителя?
Прежде всего, мы можем утешаться точностью Божьего Слова. Вот твердые исторические факты, которые приводит Лука. Их можно проверить, и они показывают, что Библия истинна.
Во-вторых, эта детальная информация о том, когда Иоанн Креститель начал свою работу, указывает на важность этого события для Божьего замысла. В 4-й Царств мы видели, что при описании пленения Израиля единожды делается ссылка на временную шкалу, чтобы определить, когда это произошло в истории. Но в Луке гл.3 у нас есть шесть различных упоминаний, чтобы очень точно проследить данное событие. Приход слова Божьего к Иоанну и последующий «глас вопиющего в пустыне» – были чрезвычайно важными происшествиями. Все они были предзнаменованием начала служения Иисуса; ибо результатом голоса Иоанна в пустыне было то, что: «…узрит всякая плоть спасение Божие» (Луки 3:6).
Еще один урок, который мы можем извлечь из этих первых двух стихов Луки гл.3, состоит в том, что слово Божье не приходило ни к одному из великих людей в их прекрасных дворцах. Оно пришло к скромному посланнику – Иоанну, находящемуся в пустыне. Таков Божий путь. Как напоминает нам Павел: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Коринфянам 1:20-21, 26).
Мудрые и сильные люди в нашем списке, включая первосвященника, не приняли слова Божьего. Они были людьми от мира. Слово Божие не приходило к ним. Позднее в своем служении Иисус сам подчеркивает этот контраст: «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Матфея 11:7-10).
Иоанн подготовил путь: «…проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Марка 1:4). Приближался суд, и его слушатели должны были принести плоды, достойные покаяния. Их не спасло бы то, что они были потомками Авраама. Они должны отказаться от своих мирских амбиций и эгоизма, проявить любовь к бедным и вести себя честно по отношению друг ко другу.
Чем отличается мир, в котором живем мы? Когда люди стремятся быть богатыми и уважаемыми, они пренебрегают окружающими и используют любую хитрость, чтобы разбогатеть. Существует постоянное стремление иметь больше, как часть нашего общества потребления. Нам говорят нужно строить карьеру и тогда гарантированно мы получим то, что заслуживаем. Таково учение мира. Если мы выбираем этот путь, то стремимся к власти над этим миром, но какой ценой: «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Луки 9:25).
Слово пришло к Иоанну в пустыне. Его работа началась вдали от мирской власти и положения. Иисус тоже ушел в пустыню, чтобы служить своему Богу. Он научился послушанию, когда прошел искушения в пустыне. Он учил людей в уединенных, пустынных местах, вдали от мира. Когда его слава распространилась и люди захотели сделать его царем, он ушел в пустыню помолиться (Ин. 6:15). Когда апостолы вернулись после своего проповеднического тура и ликовали о достигнутом ими успехе и силе, которую они смогли проявить, Иисус отвел их в сторону в пустынное место (Луки 9:10).
Мы не услышим слова Божия среди шума и суеты этого мира. Нам нужно отойти в сторону, в тишину пустыни. Пустыня – не самое простое место для жизни. Иоанна взяли из пустыни, чтобы посадить в темницу и обезглавить. Иисус провел сорок дней и ночей без еды и питья в пустыне. Точно так же наше время в пустыне не будет легким и не сделает нас популярными: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоанна 15:19).
Цари этого мира не узнали Сына Божия, когда он вошел в их среду, ибо в Нем не было мудрости их мира. Как Павел написал коринфянам:
«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Коринфянам 2:6-8).
Мы вспоминаем сейчас в символах нашей веры, что Иисус был распят за нас, чтобы забрать наши грехи. Наша мирская мудрость, или сила, или богатство, или положение не могут спасти нас. Нам нужно оставить их и принести плоды, достойные покаяния: «…то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евреям 13:12-16).
Даррен Шеперд, 11.09.2022г.