Библейские чтения: 2-я Царств 9; П.Иеремии 5; 2-е Коринфянам 3,4.
Когда апостол Павел заканчивает свое второе послание к Коринфянам, он включает в него обширный список трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться в жизни, будучи апостолом язычников. Этот раздел письма начинается словами: «Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться» (2 Коринфянам 11:18). Однако приведенный Павлом список вовсе не говорит о каких-то успехах. Павел не упоминает в нем, сколько людей он крестил или сколько экклесий основал. На самом деле в списке вообще нет никакого хвастовства. Вместо этого Павел говорит о невзгодах, опасностях и жестоком обращении со стороны многих людей, которых он встречал во время своих путешествий. В заключение он говорит: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (стих 30).
В следующей главе он рассказывает о видениях, полученных им от Господа Иисуса, а затем рассказывает о недуге, возможно, о телесной слабости, которую он описывает как жало в плоти. Это явно беспокоило Павла в течение какого-то времени, и он трижды обращался к Богу в молитве, чтобы это было удалено от него. Каждый раз он не получал просимого, однако причина, которую ему приводили, его очень радовала. Ответ Бога Павлу звучал: «ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Коринфянам 12:9). Так Павел понял, что Евангелие проповедуется более эффективно, когда проповедник признает свои слабости (стих 10). В этом случае подчеркивается дело Иисуса Христа, а не искусство проповедника. Таким образом, Павел стал инструментом, с помощью которого дело Евангелия распространялось.
В этом примере Павла есть несколько важных наставлений и вопросов для всех нас. Позволим ли мы какой-нибудь своей человеческой слабости помешать нам работать для Христа? Думаем ли мы, что могли бы сделать больше, если бы в нашей жизни что-то было по-другому? Что важнее всего для нас — наше «жало в плоти» или имя Иисуса Христа?
Павел не первый раз упоминает об этом в своем письме. В главе 4:6,7 он говорит о свете, который сияет в наших сердцах от лица Иисуса Христа. Для Павла это было воспоминанием о свете, который он увидел по дороге в Дамаск, но также это относится и ко всем нам, когда мы начинаем понимать Евангелие. Затем Павел уточняет, что мы носим это сокровище в глиняных сосудах. Почему? Чтобы слава воздавалась Богу, а не нам. И в этом замечательная привилегия, что мы, с нашими человеческими немощами и слабостями, признаны достойными нести в себе свет Евангелия.
Пример этого есть в Ветхом Завете, в Судей 7. Гедеон призван защищать Израиль от Мадианитян. Он отправляется с большой армией в 32 000 человек. Гидеону говорят, что это слишком много, потому что Израиль мог бы подумать, что одержал победу собственными силами. Поэтому двадцать две тысячи отправляются домой, а 10 000 остаются в армии. Но и такое количество всё еще слишком велико, Гидеон получает указание, чтобы осталось только 300 человек. Бог сказал Гедеону: «Я спасу тебя этим числом».
Обратите внимание, каким образом была достигнута победа. Горящие факелы поместили в пустые глиняные кувшины, чтобы скрыть их свет. 300 человек несли скрытые светильники и трубы, пока не встали, окружив мадианитян с трех сторон их лагеря. Они в прямом смысле несли свой свет в глиняных сосудах. По оговоренному сигналу они одновременно затрубили в трубы и разбили кувшины. Факелы ярко осветили все вокруг. В стане мадианитян возникла паника, и вскоре победа была одержана.
Возвращаясь ко 2 Коринфянам 4, упоминание на глиняные сосуды продолжается в стихе 16 следующими словами: «но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Наши физические смертные тела, сотворенные из праха земного, однажды погибнут, но свет Евангелия, который есть внутри нас, никогда не погаснет, если мы будем заботиться о том, чтобы он ярко горел. Мы не можем спасти себя собственной мудростью или делами, но мы можем спастись, если поставим Господа Иисуса Христа на первое место в своей жизни и позволим Его свету сиять через нас.
2 Коринфянам 5 начинается с другого образа, но с тем же посланием. Наш земной дом может разрушиться, говорит Павел, но у нас есть другой дом в Царстве, ожидающий нас и приготовленный для нас Богом. Мы изо дня в день боремся со своей смертностью, но со временем наши слабые земные тела будут поглощены вечной жизнью. И здесь снова вызов. Какой дом для нас важнее? Павел предлагает нам два варианта. Мы дома в теле или дома с Господом? Понятие быть «дома» заставляет нас подумать о том, где нам наиболее комфортно. Павел не сомневался, где он хочет быть, хотя быть дома со Христом означало трудности в этой жизни. Он жил по правилу: «когда я немощен, тогда силен» (2 Коринфянам 12:10).
Тот же самый принцип имеет в виду Павел, когда пишет филиппийцам. В Филиппийцам 1:20 он говорит нам, что прославление Христа было важной частью всего, что он делал. Это наполняло его жизнь, и, если необходимо, Павел готов был отказаться от земной жизни, если это прославит его Господа. Следующие стихи рассказывают нам о дилемме, с которой столкнулся Павел. Должен ли он продолжать эту жизнь, которая была бы полезна филиппийцам и, предположительно, другим экклесиям? Или он должен умереть от руки императора Нерона? Но Павел твердо знал, что любой результат приведет его к тому, что он будет со Христом в Царстве в следующий момент своего пробуждения. Поэтому Павел не отрицал оба варианта событий, потому что оба были связаны с его желанием возвеличить Христа.
Где мы находим себя при подобном вопросе? Мотивируемся ли мы желанием возвеличить Христа в нашей жизни? Понимаем ли мы всю важность того, что Иисус сделал для всех нас, отдав Свою жизнь за наше спасение? Павел знал, что будет лучше, если он продолжит свою земную жизнь, несмотря на страдания, которые она принесет, потому что это принесет пользу его братьям и сестрам, чтобы они также могли войти в жизнь вечную.
В заключение давайте поразмышляем о самом Иисусе. Свет, который сиял в Нем, был очень ярким. Он называл себя Светом мира. Он является источником света для всех, кто следует за Ним.
Однако Его «внешний человек», Его тело из плоти, погибнет. Обратите внимание, как подчеркнуто об этом говорится в Послании к Евреям. В Послании к Евреям 2:14 говорится: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные». Он должен был состоять из плоти и крови и умереть, чтобы разрушить силу смерти.
Когда пришел Его час, Он не сделал попытки сохранить Себя. Он позволил своим врагам схватить Его и распять. Если бы Иисус захотел, Он мог бы найти способ избежать такой смерти. Иисус сказал Петру в Гефсиманском саду: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Матфея 26:53). Но Он тут же отмел эту мысль словами: «как же сбудутся Писания?» (стих 54). Иисус должен был быть слабым, чтобы стать сильным для нас.
Он также знал, что должен уйти из этого мира и отправиться к Своему Отцу. Он готовил к этому Своих учеников, и впоследствии ученики рассказывали другим людям о великих событиях, свидетелями которых они были сами. Иисус занимал центральное место в их жизни в течение трех лет. Их будет мотивировать и направлять все, чему они у Него научились. Затем к ним присоединялись другие; так на протяжении столетий все больше и больше людей ставили Иисуса на первое место в своей жизни. В нынешнем поколении настала наша очередь продолжать это. И, хотя мы слабы и наше внешнее тело становится немощным, но внутри нас сияет яркий свет Христа. Мы вспоминаем Господа Иисуса Христа каждую неделю. Хлеб и вино говорят о Его внешнем человеке, Его смертном теле и Его готовности пожертвовать Собой ради нашего спасения. Сделай это, сказал Он, чтобы помнить Меня и следовать за Мной. Делайте это, чтобы свет продолжал ярко гореть в вас самих, чтобы другие могли его видеть и осознать, что только через Меня можно войти в вечную жизнь. Поэтому давайте вновь вдумаемся об истине в словах Павла: «когда мы немощны, тогда мы сильны».
Джон Шемелд, 04.09.2022г.