Библейские чтения: 2-я Царств 10; Иеремия 14; Ев. от Матфея 25.
Для каждого из нас чрезвычайно важно понимать друг друга, причем как в том, что мы говорим, так и в том, что делаем. При наличии такого понимания, мы будем возрастать в уважении и любви к своим братьям и сестрам во Христе. Если же нам не удастся понимать друг друга, то нашему общению будет причинен вред, и мы будем относиться с подозрением к мотивам и убеждениям своих единоверцев. Крайним проявлением такого положения вещей может стать разделение и даже жестокое отношение к окружающим. Иисус говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоанна 7:24). Господь хорошо понимал опасность превратного толкования мотивов того или иного человека.
В Библии содержатся несколько примеров недопониманию, имевшему место между людьми. Иногда эти примеры касаются как верующих, так и неверующих. Помимо этого, мы, оставаясь людьми, можем не понимать даже Самого Бога и Его Сына, Господа Иисуса Христа. Для нас всегда есть уроки, которые необходимо извлекать из Писаний. Давайте же рассмотрим некоторые из этих примеров.
В нашем первом на сегодня чтении из 2-я Царств 10 можно видеть серьезное недопонимание, которое произошло между аммонитянами и Давидом, царем Израилевым. Давид послал самые что ни на есть сердечные соболезнования новому царю аммонитян по поводу недавней смерти его отца. Советники же его сына, взошедшего на престол царства, не смогли уяснить для себя благонамеренный характер Давида. Они посчитали, что он прислал своих людей ради того, чтобы изучить ситуацию в их земле, а потом вторгнуться в неё и захватить. Именно так поступали цари, жившие по соседству. Иначе говоря, аммонитяне отнеслись к своему ближнему с подозрением. В итоге, они ответили на этот добрый жест тем, что унизили слуг Давида и подвергли их издевательству, и тем самым прогневили израильского царя. Ожидаемым образом разразилась война, в ходе которой аммонитян и их союзников постигло поражение.
Мы вполне можем обнаружить, что и наши неверующие соседи тоже временами могут неверно истолковывать наши мотивы. Такого отношения к христианам вполне следует ожидать, однако мы обязаны во всех случаях прилагать максимум усилий к тому, чтобы подавать хороший пример, равно как и стараться о том, чтобы предъявляемые нам претензии не получили себе оправдания. Также следует понимать возможные страхи и сомнения своих соседей, чтобы везде, где возможно, избегать недоразумений, используя вместо этого всякую появляющуюся возможность начать разговор о своей вере в Бога и о дарованной Им Библии.
Пример одного из первых недопониманий между братьями содержится в Бытие 50:14-21. Несмотря на всю любовь и заботу, которые Иосиф проявлял к своим братьям в Египте, они все еще опасались, что однажды в будущем он отомстит им за то великое зло, которое они причинили ему много лет назад. Они думали, что когда их отец Иаков умрет, Иосиф воспользуется своим положением и имевшейся у него властью, и накажет их. Они так и не смогли к тому времени распознать пронизанный любовью характер своего брата. Иосифу вновь пришлось объяснять им, что он не держит на них зла за их прежние поступки. Когда они продали его в рабство мадианитянам, Бог действовал ради их спасения, послав его, Иосифа, вперед них, чтобы по наступлении великого голода у них было достаточно пропитания. Мы тоже должны видеть Божью руку в событиях своей собственной жизни, которые, пусть и через трудные по временам испытания, приводят нас впоследствии к обретению истинного благословения. Мы не должны мстить тем, кто причиняет нам зло.
Позже, когда народ Израиля входил в Обетованную землю (И.Навин 22:10-34), между двенадцатью коленами Израиля возникло еще одно недоразумение. Речь шла о жертвеннике, который два с половиной колена (возвращавшихся к своему наследству на восточной стороне Иордана) построили в качестве свидетеля, назвав его Эд, что и означает на иврите «свидетель». Если бы два с половиной колена сначала объяснили остальным израильтянам причины своего поступка, то, скорее всего, никаких неприятностей не было бы и в помине. Остальные племена, если говорить о них, поспешили уже со своими собственными выводами. Они рассматривали строительство жертвенника как некое восстание против Бога. Они даже стали угрожать войной своим братьям, что было бы самой настоящей трагедией. Однако они выслушали объяснение, которое им дали, и приняли с доверием. И в нашей жизни будут случаи и времена, когда мы должны будем поступить точно так же. Мы должны уважать слова и пояснения наших братьев и сестер, и не сомневаться в их намерениях.
Еще позже в истории Иудеи пророк Иеремия в Иеремии 37:11-15 был обвинен в измене Иреией, начальником стражи. Он слышал, как Иеремия советовал жителям Иерусалима выйти и сдаться вавилонянам, осаждавшим город. Он отказался поверить в то, что послание Иеремии было от Бога, и что если они последуют совету Иеремии, их жизни будут сохранены. Иреия считал верность своему народу более важной, чем верность Богу. Это тоже урок для нас. Могут быть ситуации, когда уважение к Божьему Слову и Его путям должно преобладать над верностью своей стране, своей церкви или своей семье. Такие обстоятельства не будут простыми для нас, но благочестие всегда должно стоять у нас на первом месте.
Народ также неверно понял – либо из-за невежества, либо по причине своего нечестия, – пронизанного любовью свидетельства пророка Иезекииля в Иезекииль 33:32. Его собратья отнеслись к словам пророка, которые тот говорил от Бога, так, как если бы они были не более чем ласкающей слух песней о любви. Они не испытывали желания подчиняться Божьим повелениям. Но бывает ли так, что и мы тоже иногда восторгаемся какой-нибудь хорошей проповедью, но при этом не придерживаемся её послания, потому что не хотим этого? Возможно, мы находим это сложным для себя или неудобным!
Если мы «впадаем в согрешение» (Галатам 6:1) и нам говорит о том наш брат или сестра, мы можем отказаться внимать их обличению. Мы можем иметь столь высокое мнение о собственном благочестии, что просто не станем слушать. С другой стороны, наш долг может заключаться и в том, чтобы обличить своего брата или сестру. Если нам придется так поступить, то делать это нужно с кротостью, чтобы не впасть в гордыню. Если мы хотим избежать неверного суждения, то всегда должны быть готовы испытать или подвергнуть проверке своё собственное служение (Галатам 6:3,4). В Послании Иакова 1:26 мы видим еще несколько советов по этому поводу. Говорить неуместные или поспешные слова, или громко восклицать, когда следует помолчать, значит не обуздывать свой язык. Иисус говорит, что нас будут судить не только по совершенным нами делам, но и по тому, что мы говорим (Матфея 12:37).
Притчи Иисуса дали его ученикам более ясное понимание путей Бога. Но их не уразумели те, кто не желал учиться или принимать проповедь Царства Божьего (Матфея 13:10-16). Это может относиться и к нам тоже. Мы должны быть способными к обучению и готовыми принимать послание, даже если временами оно кажется нам трудным и отличным от того, что мы ожидали.
В нашем третьем чтении есть пример очень серьезного недоразумения. Он находится в Притче о талантах (Матфея 25:14-30). Слуга, получивший один талант, обвинил своего господина в том, что тот был жестоким человеком, пожинавшим хлеб там, где не сеял, то есть, другими словами, он ожидал от своих слуг слишком многого. Такой отзыв о своем хозяине демонстрирует, что ленивый слуга толком и не знал его характера. Но насколько хорошо знаем Иисуса мы? Насколько понимаем то, что он ожидает от нас? Слуга с одним талантом, вероятно, не размышлял о таких библейских отрывках, как Исаия 11:1-5. Иисус – единственный потомок Иессея, который соответствует данному в этих стихах описанию. Присущая ему праведность и его способность знать сердце человека (Иоанна 2:23-25) означали, что он никогда не судил превратно тех, кого встречал на своем пути. Нафанаил признал, что проницательность Иисуса была куда большей, чем у других мужчин и женщин. Он воскликнул: «Равви, ты Сын Божий; ты царь Израиля» (Иоанна 1:49).
В Евангелии от Матфея, 25:31-46, мы находим последний интересующий нас пример недоразумения. В Судный день будут те, кто не сумел применить на практике учение Иисуса о добрых делах. Они либо не удосужились узнать, чего именно Иисус ожидал от своих последователей, либо решили пренебречь его словами. Таковые вместо награды жизни вечной получат себе вторую смерть. И наоборот: праведники, представленные в притче овцами, были настолько поглощены заботой о потребностях других людей, что даже не могли вспомнить отдельных проявлений любви, которую они выказывали окружающим.
Иногда мы отнюдь не сразу понимаем, что говорит нам наш Господь. Эта особенность была присуща и ученикам Иисуса. Несмотря на его многие попытки рассказать о предлежащих ему страданиях и смерти, и последующем воскресении на третий день, они всё равно «…ничего из этого не поняли» (Луки 18:31-34). Чрезвычайно важно, чтобы мы преломляли хлеб и пили вино в память об Иисусе как можно чаще, укрепляя свою веру в то, что он принял страдания и смерть ради нашего прощения и спасения. Именно в такие моменты Писание обретает свое полное и истинное значение в наших сердцах и умах.
Питер Ормистон, 24.07.2022г.