Библейские чтения: Числа 36; Притчи 27; Евангелие от Иоанна 9,10.
Иисус исцелил многих слепых во время своего служения на земле. Большинство из них были приведены к нему их друзьями. Некоторые, такие как слепой Вартимей, вставали и просили Иисуса исцелить их, что он всегда и делал, если у них была вера. Но ситуация в сегодняшнем чтении Иоанна гл.9 немного иная, потому что нам сказано: «Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения».
В своих странствиях Иисус, должно быть, «проходил мимо» многих слепых, и, возможно, он прошел бы мимо и этого человека, не останавливаясь. Но его ученики подняли вопрос: «Учитель, кто согрешил, этот человек или его родители, что он родился слепым?» (Иоанна 9:2).
Они хотели знать причину, по которой тот родился слепым. Если он уже был слеп при рождении, значит, он был слишком молод, чтобы согрешить и навлечь на себя эту трагедию. Однако, если согрешили его родители, почему их сын был наказан слепотой? В любом случае это казалось несправедливым.
Популярное понимание того времени заключалось в том, что когда человек грешит, Бог посылает ему наказание. Однако Иисус разрушил этот стереотип, сказав: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (стих 3).
Интересно, что в другом случае, но в том же месте – в Иерусалиме, Лука записывает ответ Иисуса на аналогичный вопрос. Он говорит: «…те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» (Луки 13:4).
Иисус ясно дает понять, что эти умершие не были особо злостными грешниками. Вместо этого он говорит: «…если не покаетесь, все так же погибнете» (стих 5). Мы все – грешники, и все мы рано или поздно умрём. Важно то, что сегодня мы должны воспользоваться возможностью покаяться и следовать за Иисусом. Если мы отложим это на завтра, как те 18 несчастных, то будет слишком поздно.
Итак, Иисус говорит, что слепота этого человека не имела ничего общего с каким-либо конкретным грехом. Это был просто один из аспектов человеческой смертности, который мы все унаследовали от Адама и Евы. Но в данном случае его болезнь дала Иисусу возможность продемонстрировать дела Божьи, чтобы ученики и другие люди могли поверить в него, как в Сына Божьего.
В чем смысл рассказа в Евангелии от Иоанна 9 о слепорожденном человеке? Ответ начинается в предыдущей главе, Иоанна 8:52 и 56: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался».
Иисус в этих стихах говорил не о естественном зрении человека, а о видении благодаря вере. У Авраама была вера, чтобы поверить в обещания, данные ему Богом относительно вечного наследства в Земле обетованной. Верой Авраам принес Исаака в жертву, полагая, что Бог может воскресить его из мертвых (Евреям 11:17-19). И он верил, что однажды его потомок принесет благословение всем народам мира (Бытие 22:16-18). Этим потомком, как нам известно, был Иисус.
Иисус учит неверующих иудеев и фарисеев своего времени, что все они были слепы, потому что, в отличие от Авраама, им не хватало веры. Иисус мог бы просто сказать слово, и человек был бы исцелен. Вместо этого он начал процесс исцеления, собрав немного с пыли с земли. При сотворении Бог создал Адама из праха земного. Пыль представляет нашу гордую, мятежную человеческую природу, отвергающую Бога. Вот почему Иисус сделал глину из праха земного и приклеил её на глаза слепого. В этот момент он представлял всех людей, отказывающихся верить в Бога.
Между стихами 5 и 6 Иоанна гл.9 прослеживается довольно интересная связь. Иисус сказал: «Я свет миру» (стих 5). Затем он при помощи слюны создал глину, которая (когда была смыта в купальне Силоам) позволила слепому, прожившему всю свою жизнь во тьме, увидеть свет. Увещевание для нас состоит в том, что мы все родились слепыми, без надежды и без Бога в этом мире. Мы созданы из праха и вернемся в прах в конце наших дней. Мы нуждаемся, чтобы наши глаза были помазаны словом Божьим, пришедшим через Иисуса. Тогда мы будем иметь привилегию узреть лицо Бога.
Когда Иисус помазал глаза слепого, он велел ему смыть глину в купальне Силоам. Иоанн говорит нам в стихе 7, что Силоам означает «посланный». Иисус был тем, кого послал Бог. Подобно слепому, нам нужно смыть свои грехи в водах крещения, присоединившись к Господу Иисусу. Этим действием мы показываем, что верим в его способность излечить нас от нашей смертности. В конце концов, по Божьей милости и благодати «…будем подобны Ему; потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоанна 3:2).
Иисус в Евангелии от Иоанна 9:6 «помазал» глаза слепого глиной, которую он сделал. В греческом языке это слово используется только один раз в Новом Завете. Это означает «растирать», и мы можем представить себе, как Иисус мягко формирует глину по контурам лица мужчины. Еще одно уникальное греческое слово, которое также переводится как «помазать», встречается в Откровении 3:18, где верующим Лаодикийской экклесии сказано: «…глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». Помазание здесь имеет немного другое значение и означает «втирать», а не «помазать». В их случае требовались более агрессивные действия, чтобы восстановить зрение. Когда-то они могли видеть, но из-за недостатка веры теперь снова ослепли. Им нужно было предпринять решительные шаги, чтобы спасти себя.
Теперь, когда мы подошли к прообразам, обратимся к псалмопевцу, чтобы увидеть, как мы, некогда слепые и жившие во тьме, преобразились, потому что теперь видим, и очистились банею слова Божия.
В Псалме 39:1 Давид рассказывает нам, как Господь: «…извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои…». Давид пророчествует о том, как ров смерти будет побежден Иисусом, который победил для нас тинистую глину человеческой природы и теперь утвердился на камне, имея тело с бесконечной жизнью. Благодаря спасительному прикосновению Иисуса нам не нужно бояться ямы смерти, когда мы взираем на Него, скалу нашего спасения.
В Псалме 68 есть также пророчество о Господе Иисусе. Он напоминает нам о страданиях, которые тот перенес, чтобы мы могли быть спасены: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня… извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне… да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего… и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (стихи 1-2, 14-15, 22).
Мы снова видим, как Иисус сражается с вязкой глиной. Но Давид в этом мессианском псалме заканчивает повествование ликованием: «А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня. Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии» (стихи 30,31).
Эти заключительные стихи подтверждают действенность жертвы, которую принес Иисус, чтобы снять глиняную корку греха с наших глаз и впустить нас в новый мир света и жизни. Вспомним его теперь в хлебе и вине. Подобно прозревшему человеку мы можем ходить по улицам Сиона (Иерусалима) с надеждой, ибо: «…потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем» (стих 36).
Дэвид Гор (17.04.2022г.)