Библейские чтения: Числа 17,18; Притчи 13; Галатам 3,4.
Нет сомнения в том, что служение Господа Иисуса Христа забирало все его силы. Он ходил по всей земле Израильской, проповедуя Евангелие мужчинам и женщинам повсюду. Он находился под постоянным давлением толпы народа, следовавшего за ним. Люди шли к нему, требуя, чтобы он исцелил их или членов их семьи. Его враги, книжники и фарисеи, искали любую возможность подорвать его авторитет и в конце концов замыслили убить его. Господь Иисус подкреплял свою работу постоянной молитвой. На протяжении всех Евангелий мы читаем о том, что он молился. В начале каждого дня, во времена тревог и всегда, когда ему необходимо было направление его Отца, он обращался к Богу в молитве.
Впервые мы читаем о том, как Иисус молился, в Евангелии от Луки 3, где Лука рассказывает нам, что Господь молился во время своего крещения. В ответ на его молитву небеса отверзлись, Святой Дух сошел на него, и Отец произнес следующие слова: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» (стих 22). Мы можем представить себе чувства Иисуса. Он только что полностью посвятил себя Богу и пути, который в конце концов приведет его на крест. Его крещение было обозначением для его Отца, что он будет верен до конца. Сколь восхищен был им его Отец!
Без сомнения, каждый из нас помнит свое крещение. Когда мы вышли из воды, мы были полны решимости начать новую жизнь. Мы собирались оставить наши старые привычки позади и каждый день следовать примеру нашего Господа и Учителя. Однако вскоре мы обнаружили, что искушение было таким же сильным, как и всегда, и в нашей слабости мы позволили нашей решимости ускользнуть. После этого мы чувствовали себя несчастными, подобно апостолу Павлу в Послании Римлянам 7:15, раздраженному тем, что грех так легко настиг его. Напротив, Иисус остался верен своему обету при крещении служить Богу. Каждый день он оставался покорным. И поскольку он был совершенен, он стал жертвой, через которую стираются наши грехи, когда мы просим прощения в молитве к нашему Отцу. Апостол Иоанн говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).
В начале своего служения в Галилее, мы читаем, Иисус был в Капернауме в субботу. Вечером к нему приходили огромные толпы людей, принося своих больных. Марк рассказывает нам, что: «…весь город собрался к дверям. И он исцелил многих, страдавших различными болезнями» (От Марка 1:33,34). Поскольку было уже поздно, он не мог исцелить всех, кто стоял в очереди. Наступила ночь, но многие больные все еще ждали и надеялись, что он исцелит их. Что сделал Иисус?
«Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (От Марка 1:35).
Возникает ощущение, будто для Иисуса это была бессонная ночь. В его сознании наступил кризис. Он был Человеком бесконечного сострадания к нуждающимся. Ему была дана безграничная власть. Он мог исцелить любую болезнь. Должен ли он был вернуться, чтобы продолжить эту работу на следующий день? Он встал рано и вышел в уединенное место. Ему нужно было побыть наедине со своим Отцом, и он знал, как поговорить с Ним в молитве. Ответ его Отца состоял в том, чтобы направить его на путь, который принес бы больше пользы его последователям, чем лекарство от их болезней. Своими словами, проповедуя благую весть о Царстве, он мог принести им прощение грехов и надежду на вечную жизнь. Итак, когда ученики пришли искать его, он сказал: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел» (Марка 1:38).
Во всех Евангелиях мы читаем о многих подобных случаях во время служения Господа, когда он стоит перед выбором, – и каждый раз мы видим его молящимся. Он молился всю ночь, прежде чем выбрать 12 своих последователей в качестве апостолов. Эти люди были выбраны специально, чтобы помогать ему в проповеди и быть его спутниками, поддерживая его в трудные времена. Он любил их «в высшей степени», ибо они поддерживали его в искушениях и испытаниях (От Луки 22:28).
Позже, когда он готовился отправиться в Иерусалим, чтобы предстать перед крестом, он впервые сказал своим ученикам, что евреи отвергнут его, убьют, а затем он будет воскрешен через три дня. Он знал, что им будет очень трудно принять это послание. И снова мы читаем, что он заранее помолился: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним» (От Луки 9:18). Какая это замечательная сцена. Иисус был со своими апостолами, но в каком-то смысле он был наедине со своим Отцом, молясь о помощи, чтобы донести до них это трудное послание.
Больше, чем в любое другое время его служения, именно в последние часы его жизни мы видим зависимость Господа от молитвы. В Гефсиманском саду он помолился три раза, вначале стоя на коленях, а затем распростершись на земле. Он был в агонии. Он вспотел каплями крови, когда капилляры под его кожей лопнули от напряжения. Он изо всех сил старался согласовать свою волю с волей Бога. Автор Послания к Евреям так описывает эти три молитвы: «…с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение» (Евреям 5:7).
Итак, в Евангелии от Марка 14:36 сказано, что Иисус обращался к Богу «Авва, Отче». «Авва» – это арамейское слово, которое означает «мой папа». Слова Иисуса раскрывают его уникальные отношения с Богом. Он был «единородный от Отца» (От Иоанна 1:14) и поэтому был единственным, кто мог по-настоящему молиться «Авва».
Но это изменилось после его воскрешения. Когда Иисус явился Марии, Он передал ей послание для своих учеников: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (От Иоанна 20:17).
Теперь он пригласил своих учеников присоединиться к Нему в молитве. Иисус больше не будет называться «единородным Сыном», но «первородным между многими братиями» (Римлянам 8). Бог был его Богом и их Богом, его Отцом и их Отцом. Итак, мы читаем в Послании к Евреям 2:11-12: «Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя».
В нашем сегодняшнем чтении Нового Завета апостол Павел поднимает эту прекрасную тему: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Галатам 4:4-7).
В семьях Римской империи свободные мужчины и женщины могли называть главу семьи «Авва», но не его слуги. Когда-то мы были слугами, рабами греха и смерти, но мы были выкуплены из рабства драгоценной кровью Господа нашего Иисуса Христа. Как замечательно, что, будучи искупленными, мы можем называть Бога «мой Отец» в наших молитвах.
Разделяя вместе хлеб и вино в память о Нем, мы обращаемся к словам Павла в Послании к Филиппийцам 4:4-7: «…всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
Эндрю Уокер (03.04.2022г.)