Библейские чтения: Иов 6,7; Михей 2; Евреям 12.
В этом месяце мы с вами читаем книгу Иова. Эта книга призывает нас рассмотреть как живой Бог, Создатель неба и земли, работает в нашей жизни – и в добрых моментах, и в печальных. Иов осознал это, когда сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21).
Каким удивительным был этот человек! Он потерял абсолютно всё, но тем не менее он продолжал славить Бога.
В первой главе говорится, что Иов был непорочен, справедлив и богобоязнен. Почему все эти беды упали именно на его голову? Почему иногда плохие события происходят в жизни хороших людей? Возможно, Господь Иисус является наилучшим примером того, как плохое может происходить в жизни хорошего человека и как из трагических событий может выйти что-то невероятно хорошее.
Иногда бывает так, что события и обстоятельства в нашей жизни на самом деле не важны. Важно то, что они дают возможность развить нашу веру. Это, конечно, легко сказать, но совсем не легко принять, когда серьезные события происходят в нашей жизни.
На протяжении этих бед к Иову приходят его три друга. Печально видеть, как друзья не особо пытаются понять его чувства. Без какого-либо расследования они начинают предполагать, что Иов, должно быть, грешник, которого Бог просто наказывает за его грехи. Они выставляют Бога в неверном свете и ошибочно обвиняют Иова. Все эти разговоры усугубляют положение и приводят к тому, что Иов пытается оправдать себя: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицом Его!» (Иов 13:15).
Здесь сокрыто множество уроков о том, как можно помочь и подбодрить своего ближнего в трудные времена (и также как этого делать не надо!). Но мы также должны быть осторожными в том, чтобы не повторить ошибку Иова в попытках оправдать себя, ведь никто из нас не является всецело праведным и безгрешным, коим являлся только Господь Иисус.
Приятно читать о том, что Иов имел надежду на то, что в один прекрасный день несмотря ни на какие обстоятельства Бог спасет его: «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих» (Иов 14:13-15).
В 38-40 главах Бог демонстрирует Свою мудрость и силу, описывая несколько странных созданий. Он бросает вызов Иову, дабы тот рассказал, как питаются и размножаются эти существа, многие из которых живут в очень отдаленных уголках земли. В 41 главе описывается могучий зверь по имени Левиафан, которого никто из людей не смог укротить.
Интересно, что апостол Иаков в своем послании говорит, что на самом деле единственный зверь, которого мы, люди, не можем ни укротить, ни контролировать, – сидит в нашей голове: «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иакова 3:6-8).
Данный урок мы можем извлечь и из посланий Иова и Иакова. Человек может покорить почти все живые существа, но главной проблемой всегда будет укротить/контролировать самого себя. Человеческую гордость и грех смог укротить только Господь Иисус Христос.
Страдания Иова побудили друзей прийти к нему. Это может и должен сделать каждый из нас, когда наш друг испытывает боль, страх или горе. И вместо того, чтобы искать причину его страданий (для чего, скорее всего, у нас не хватит ни знаний, ни навыков), будет намного полезнее приготовить другу еду или почитать вместе Библию. Когда пророк Илия, например, чувствовал себя забытым и потерявшим всякую надежду в 3 Царств 19:4-6, то Ангел Господень не стал упрекать его или обвинять в недостатке веры. Ангел просто приготовил ему завтрак.
Книга Иова приходит к логичному завершению в 42 главе, когда Господь дает Иову больше, чем он имел до этого. А друзьям Иова Бог преподносит серьезный урок: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:7,8).
Друзья Иова были спасены только когда Иов простил их, помолился и вступился за них.
Подобным образом мы объединяемся вокруг страданий нашего Господа Иисуса, который ходатайствует за нас и дарует нам спасение, дабы через страдания одного человека избавление было бы даровано всем его друзьям. Иисус говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоанна 15:13-14).
В заключении давайте обратимся к посланию от Иакова 5:11, где он призывает нас учиться на примере Иова: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».
Основной урок, который мы должны извлечь из жизни Иова, заключается в том, что мы должны во все времена и при любых обстоятельствах славить Бога, даже когда все катится по наклонной, как нам кажется. Иногда Бог посылает нам проблемы, чтобы напомнить нам о том, что мы нуждаемся в Нем и о краткости нашей жизни. Иногда Бог дает нам паузу, чтобы посмотреть, останется ли у нас вера в Него, когда ничего не происходит/не меняется в нашей жизни. Пророк Иеремия пишет об этом в книге Плача Иеремии 3:25,26: «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа».
В ожидании обещанного возвращения Господа Иисуса мы вспоминаем о том, как он сам претерпел незаслуженные страдания, чтобы освободить нас от греха и смерти. Мы живем в ожидании вечной славы в Царстве Божьем. Давайте же сейчас вспомним о нем через символы хлеба и вина.
Питер Симпсон (5.12.2021г.)