Библейские проповеди
Сотник, фарисей и грешница с мирро (Ев. от Луки 7)
29.05.2021

Библейские чтения: И.Навин 16; Исаия 22; Евреям 1,2.

В Евангелии от Луки 7:1-10 мы читаем о сотнике, который жил в Капернауме в Галилее. Каким он был прекрасным человеком! Сами евреи воздают ему честь (От Луки 7:4,5), говоря: “он достоин” и “ибо он любит народ наш и построил нам синагогу”. Довольно удивительная хвала человеку, который был римлянином и слугой императора, и чьи войска завоевали Израиль и теперь оккупировали их землю. Очевидно, что евреи, которыми он правил, оказали на него большое влияние. Возможно, он даже ходил в местную синагогу. Неевреям разрешалось посещать службы в синагоге, если они сидели в специально отведенном для них месте. Евреи называли их «богобоязненными». Его сочувственное отношение к своему рабу в Евангелии от Луки 7:2,3 показывает, что он проявлял необычайное сострадание к другим, ибо рабы не ценились в те дни: один умирал – покупали другого.

Этот человек настолько сильно верил в способность Иисуса исцелять, и так говорит в Ев. от Луки 7:7: «…скажи слово, и выздоровеет слуга мой». Он верил, что Иисусу даже не нужно было приходить в его дом. Ему просто нужно было произнести слово, и его слуга выздоровеет. Для нас также хорошо помнить, что для Бога и Иисуса нет ничего невозможного – Им нужно только сказать слово, и дело сделано. Насколько это утешает нас, когда мы просим Бога о помощи в нашей жизни.

Еще удивительнее смирение сотника! В Евангелии От Луки 7:6 сотник говорит: «…не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Иисус говорит, что вера сотника была сильнее, чем у кого-либо во всем Израиле (От Луки 7:9). Это необычно, учитывая, что этот человек был язычником. И в этом есть урок для нас. Евреи росли на Священном Писании. Язычники же очень мало знали о Боге. Те, кто пришел к Евангелию из неверующих семей, часто проявляют более сильную веру, чем те, кто вырос в семье, где люди читают Библию каждый день. Когда мы знаем Евангелие много лет, легко забыть, какое это драгоценное сокровище.

Однако, что заставило этого человека быть настолько уверенным, что Иисус может исцелить слугу даже на расстоянии? От Луки 7:8 говорится, что он узнал в Иисусе «человека, подвластного», то есть Иисус был человеком, подчиненным приказам, как солдат, как и сам центурион. Он видел в Иисусе человека, служащего своему императору (Богу), и сосредоточенного на одной цели – угодить своему командиру. Люди, находящиеся «под властью», могут передать эту власть тем, кто ниже их по рангу. Он видел в Иисусе человека, которому была доверена сила самого Бога точно так же, как центурион имел силу, которую он получил от императора в Риме, чтобы отдавать приказы, которые необходимо было выполнять. Итак, когда Иисус приказал, чтобы что-то произошло, это не могло не произойти. Как Он скажет, так и будет сделано, как военный приказ сверху.

Какое смирение исходило от этого человека, который был римлянином и принадлежал к оккупантам! Мы прекрасно знаем, что римляне в целом думали о евреях. Они презирали их и относились к ним с презрением. Однако этот человек говорит Иисусу, который был евреем: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Мы также должны проявлять смирение и благоговение к Иисусу.

Высказывание «он любит народ наш» доказывает, что язычники проявляли интерес к религии евреев и их Священным Писаниям, несмотря на плохое духовное состояние нации в целом. И тут кроется еще один урок для нас. Несмотря на то, что наше общество состоит из несовершенных людей, Евангелие по-прежнему призывает людей из этого мира. Это весть, которую мы проповедуем, которая может обращать и изменять людей, даже если мы, посланники, часто являемся плохим примером.

На контрасте с сотником, в этой главе говорится еще об одном человеке. Его зовут Симон, он фарисей. Фарисеи были религиозной партией со строгими взглядами, включая аспекты церемониальной чистоты. Они учили, что, если человек хочет угодить Богу, он должен физически отделиться от людей, которые могут быть церемониально нечистыми или оскверненными. На практике это означало держаться подальше почти ото всех, кроме самих фарисеев! Потому и отвергли они Иисуса, ибо Он смешался с простыми людьми, фарисеи не видели в Нем истинного учителя. Они не могли распознать то, что было очевидно для всех, что Иисус есть великий пророк и, сам Мессия.

Тем не менее Симон приглашает Иисуса в свой дом. Возможно, он пригласил Иисуса, чтобы его гостям было о чем поговорить. История описана в Евангелии от Луки 7:36-50. Затем случилось так, что грешная женщина из города, узнав, что Иисус возлежит в доме Симона, пришла в этот дом. Женщина омыла ноги Иисуса слезами покаяния, а затем помазала дорогим миром. Симон называет женщину грешницей. Он уверен, что она вела очень плохой образ жизни. Вероятно, это было правдой. Похоже, она совершила много грехов (это подразумевается в притче, которую Иисус рассказывает далее, о двух должниках, один из которых (женщина) задолжал очень большую сумму (см. Луки 7:41). Она знала, что она грешница, и признала это, и поэтому Иисус не оттолкнул ее, но был готов простить ее (От Луки 7:47). Фактически, он хвалил ее за любовь и преданность, и принял ее дар миры как выражение той ценности, которую она придает Ему и Его служению. Кроме того, женщина была очень храброй, потому что она, должно быть, знала, что столкнется с критикой, войдя в дом фарисея и проявив такую преданность Иисусу.

Симон же тоже был грешником, но ему не было дано даже признать это. Он предпочитал сосредотачиваться на огромной пропасти (в его понимании), разделявшей его и простых людей вокруг. Возможно, это его даже утешало. Читаем от Луки 18:11 – Иисус подчеркивает такое отношение фарисеев, рассказывая о их молитве, звучащей так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Люди одержимы рангом и статусом. Нам всем нравится думать, что мы лучше, чем наши братья или сестры. Это плохое отношение, оно мешает нам должным образом покаяться. Симон совсем не продвинулся в том, чтобы видеть себя таким, каким его видел Бог. Его непонимание Божьего прощения не оставило ему шансов. Он не признал себя грешником, потому что никогда понастоящему не исследовал себя. Он никогда не заглядывал в собственное сердце, потому что был слишком занят осуждением всех остальных!

В отличие от Симона, грешница признала свои грехи и выразила любовь к Иисусу, оказав практическое любовное служение, как Иисус говорит в Луки 7:45,46: « Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги». Мы также можем задаться вопросом себе тот – где наша жертва Господу Иисусу Христу, наша любовь и признательность за то, что Он сделал для нас?

В 1 Коринфянам 1:27-29 Павел говорит: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Очень легко оказаться на месте Симона Фарисея и тратить свое время на критику других людей, тогда как мы должны смотреть на самих себя и видеть то, что видит Бог, когда Он смотрит в наше сердце.

И когда наступает момент вспомнить нашего Господа в хлебе и вине, давайте прислушаемся, как Павел увещевал братьев и сестер в Коринфе: «И Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Коринфянам 11:28).

Мартин Эванс (30.05.2021г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.