Библейские чтения: Второзаконие 19; Екклесиаст 11; Деяния 10.
В Деяниях Апостолов о верующих часто говорится, что они исповедуют «Путь» и придерживаются его. Этот Путь означает направление, в котором мы движемся. Он ведет в Царство. В Деян. 9:2 (KJV) отмечается, что Савл преследовал всех, кто принадлежал к «этому пути». Позднее его стали называть «путь спасения» (16:17), «путь Господень» (18:25) и «путь Божий» (18:26, KJV).
Часто бывает так, что изучение первого случая того или иного использованного в Библии слова поможет нам лучше понимать его последующее употребление. После того как Адам и Ева были изгнаны от лица Божьего в Едеме, в Быт. 3:24 говорится о том, что Бог «поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Возможно, что херувимы были ангелами. Бог наделил их силой, чтобы они охраняли вход в Едемский сад и путь, ведущий к дереву жизни.
На протяжении многих веков Божьи ангелы трудились ради того, чтобы способствовать приходу человека к Богу, и чтобы поддерживать тех, «которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Какую же роль играли ангелы в тех событиях, что описаны в книге о «Пути» (то есть, в Книге Деяний Апостолов)? Следует отметить, что в ней сообщается о многих случаях, когда апостолы явным образом получали помощь со стороны ангелов, например Деян. 5:19, 8:26, 12:7 и 27:23. Ангелы открывали двери темниц, производили землетрясения, спасали терпящих бедствие в море людей. Все эти описанные случаи придают нам уверенность в том, что Бог весьма значимым образом заботится о нас в нашей жизни. Книга Деяний также учит, что Бог ведет нас по «Пути» такими способами и методами, которые мы зачастую не способны видеть своими глазами.
В Деян. 10 (глава, входящая в наши сегодняшние чтения) мы знакомимся с сотником Корнилием, которому явился Божий ангел (ст. 3). Об этом человеке сказано, что он был «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10:2). Однако превращение Корнилия в богобоязненного человека представляло собой процесс, требовавший времени. Как вообще мог римский сотник стать настолько ревностным почитателем Бога Израилева? В Деян. 10:1 сказано, что он входил в состав «…Италийского полка». Историки свидетельствуют о том, что некоторые римские воины в Израиле были евреями, вступившими в армию. Когда мы читаем в Лук. 3:14, что к Иоанну Крестителю пришли за советом воины, то контекст позволяет сделать предположение о том, что они были евреями. Однако другие солдаты в римском гарнизоне были римлянами, отправленными служить в
Израиль. Информация, представленная нашему вниманию Лукой в Деян. 10, ясно показывает, что Корнилий был одним из них. Это означает, что он с детства должен был жить в окружении римских богов и богинь, которым надлежало служить и поклоняться. Да и сам Император Рима тоже требовал к себе подобного отношения. Что же должно было произойти с ним, чтобы он переменил свои взгляды и уверовал в Бога Израилева?
Большую важность представляют слова Петра, сказанные им Корнилию и всему его дому: «Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с ним» (Деян. 10:36-38).
Обратите внимание на фразу «вы знаете». Она говорит о том, что Корнилий и его семья уже обладали достаточным знанием о проповедовании и о жизни Иисуса Христа, включая его крещение и сотворенные им чудеса. Она показывает, что Корнилий имел определенное знание Евангелия ещё до встречи с Петром. Петр лишь помог ему достичь более совершенного понимания, которое позволило сотнику принять крещение.
Судя по всему, ангелы уже давно участвовали в жизни Корнилия (хоть и делали это незаметно для него), чтобы направлять его на путь, ведущий ко спасению. Несмотря на отсутствие точного описания того, как именно всё это происходило, имеющихся в тексте сведений достаточно для размышлений о роли ангелов в процессе перерождения Корнилия.
Итальянский полк состоял из опытных солдат, набранных из самого сердца империи. Римский прокуратор явно мог полагаться на них в большей степени, чем на местных иудейских или самарийских воинов. Это отличие в наибольшей степени могло проявляться во время праздников, предписанных Законом Моисеевом и отмечавшихся в Иерусалиме, таких как Пасха или Пятидесятница. Итальянский полк, весьма вероятно, вводился в город с целью усиления порядка на время этих праздников, потому что в такие дни иудеи были особенно склонны к восстанию. Не исключено, что как раз при схожих обстоятельствах Корнилий и получил возможность услышать проповедование самого Господа.
Пасха праздновалась в честь освобождения Израиля из египетского рабства. Она поднимала националистические чувства всего народа, желавшего освобождения от римского ига. На этом фоне Итальянский полк вполне мог играть важную роль в деле поддержания в Иерусалиме порядка, установленного оккупационной властью. Корнилий также мог находиться в Иерусалиме в последнюю неделю служения Иисуса. И возможно ли такое, что именно Корнилий был тем самым сотником, который присутствовал при распятии Господа и о котором свидетельствовал Лука, написавший, что он «…прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник» (Лук. 23:47). Было бы поистине изумительно, если бы тот сотник и оказался человеком, которому теперь проповедовал Петр!
Всё, что было сказано до сих пор, проверить невозможно, однако это вполне разумные предположения. В этом может крыться причина, по которой Лука написал о Корнилии столь много и столь подробно. Тем не менее, нам в точности известно, что он был расквартирован в Кесарии, а это то самое место, где жили евангелист Филипп и его четыре дочери-пророчицы (Деян.8:40 и Деян. 21:8-9). Там же был и известный ученик по имени Мнасон (Деян. 21:16). О нем сказано, что он был «давний ученик», и это подразумевает приверженность Господу с самого начала его служения. Также известно, что и апостол Павел пробыл какое-то время в этом месте, прежде чем отправился в Тарс (Деян. 9:30). Посему, так или иначе, но Бог действовал в жизни Корнилия, чтобы привести его на путь спасения.
Рассказ Луки помогает увидеть, что ангелы принимали активное участие в его жизни, чтобы он мог познакомиться с Евангелием. Их забота о нем не прекратилась по достижении этого результата, но должна была продолжиться на протяжении всей его жизни.
Несмотря на то, что наши собственные нынешние обстоятельства могут быть не столь испытующими, как они были в случае с верным христианином, служившим в римской армии, мы вполне можем оглянуться на свою собственную жизнь и попытаться увидеть, как мы сами встали на «Путь» и какую поддержку непрестанно получали на нем благодаря Божьей помощи, подаваемой Им через ангелов. Причем, вполне возможно, мы не замечали эту помощь в те минувшие времена, когда она оказывалась нам.
Корнилий предстает перед нами как важный пример человека, откликнувшегося на благословение Божьей заботы, явленной ему через ангелов. Он был преданным и богобоязненным мужем, заботившимся о бедных евреях в том месте, где жил сам, и предпринял всё от него зависящее, чтобы и весь его дом, и подчиненные ему воины смогли услышать добрые вести, принесенные Петром (Деян. 10:2). Бог предоставил ему возможность научиться Пути спасения, и он с радостью принял Божьи заповеди. Не исключено, что когда по прошествии лет Павел оказался в качестве узника в темнице Кесарии, Корнилий мог посещать его, заботясь о его нуждах.
Теперь настало время вспомнить хлебом и вином смерть и воскресение Господа Иисуса. Его жизнь на всех этапах сопровождалась служением ангелов его Отца. Они были с ним в начале его служения, в его искушениях в пустыне и в пережитых им мучениях в Гефсиманском саду. На протяжении жизни Господа могли иметь место и другие видимые примеры их участия. Мы можем быть уверены, что ангелы, изначально возрадовавшиеся его рождению, неустанно трудились над тем, чтобы его служение не было прервано злонамеренными покушениями на его жизнь. А когда наступило утро его воскресения, то в гробнице оказалось по крайней мере два ангела, готовых возвратить его к жизни вечной. Постараемся же узреть в этих символах хлеба и вина милость Отца, который отдал Своего Сына ради уничтожения наших грехов. И предадим свою жизнь в Его руки, зная, что ангелы окружают и каждого из нас на всем протяжении нашего земного странствования, направляя нас к Его Царству.
Джон Еванс (2.05.2021г.)