Библейские проповеди
Опасность жадности
20.03.2021

Библейские чтения: Числа 2; Псалтирь 144-147; Ев. от Луки 12.

“Смотрите, берегитесь любостяжания”

В сегодняшнем чтении Библии из Евангелия от Луки Иисус предупреждает нас об опасности “любостяжания”, или жадности (Луки 12:15). Он хочет, чтобы его ученики (включая и нас) “имели нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть” (Евреям 13:5). В сегодняшней главе человек хочет, чтобы Иисус рассудил спор между ним и его братом по поводу денег, оставленных им отцом после смерти. “Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство” (Луки 12:13). Столкнувшись с этим примером жадности, Иисус отказался вступать в финансовые разборки в семье (стих 14). Вместо этого он извлек урок из случая с этими братьями, рассказав своим слушателям притчу о богатом глупце и его житницах. Накопленное богатство оказалось бесполезно для него, когда он умер.

«Не возжелай» – такова была десятая заповедь на каменных скрижалях, принесенных Моисеем от Бога (Исход 20:17). В Библии есть много примеров людей, которые потерпели неудачу из-за любви к деньгам или собственности; Валаам, Ахан, Иуда, Анания и Сапфира, – это лишь некоторые из тех, кто приходит на ум. Другой хороший пример, иллюстрирующий, что “жизнь человека не зависит от изобилия его имения” (Луки 12:15), – это, безусловно, пример Навала, с которым встретился Иисус, когда был нищим беглецом (1 Царств 25). Человек из притчи Иисуса был чрезвычайно богатым и кроме того эгоцентричным. В Луки 12:17-19 можно сосчитать, что он произносит “я” или “мой” одиннадцать раз (в русском переводе меньше). Он был исключительно эгоистичен. Мы видим ту же картину в случае с Навалом, когда тот отклонил просьбу Давида о еде и питье. Вот что он сказал: “Неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня…” (1 Царств 25:11). Как Навал, так и богатый глупец из притчи думали только о своем собственном имуществе и безопасности, которую, как они полагали (ошибочно), гарантирует им их богатство.

Предостережения Моисея и Исаии

Задолго до времени Иисуса Моисей предупреждал Израиль “помнить Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство (Второзаконие 8:18-19). Однако и Навал, и богатый глупец из притчи пренебрегли этим предостережением.Они приписывали свой материальный успех своим собственным усилиям, а не Божьему благословению. Богатый глупец безрассудно планировал насладиться плодами своих «личных» достижений, говоря себе: “Скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись” (Луки 12:19). Однако он забыл обратить внимание на последние слова из Исаии 22:13: “Будем есть и пить, ибо завтра умрем!” Этот смертный приговор был приведен в исполнение как в притче Иисуса, так и в случае с Навалом. “Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Луки 12:20). К следующему утру глупец был мертв, потому что накопил “сокровище для себя”, а не “в Бога богател” (стих 21). Точно так пострадал и Навал. Он провел вечер, объедаясь и упиваясь, и “сердце его было весело” (1 Царств 25:36). Но на следующее утро, когда его жена Авигея сказала ему, что она предотвратила нападение Давида и его людей, снабдив их едой и вином из запасов Навала (стихи 37,38), у него случился сердечный приступ, который привел к его смерти. Когда Авигея впоследствии вышла замуж за царя Давида, это означало, что Навал потерял самое лучшее, что у него когда-либо было.

Смиренный, а не самоуверенный

Когда Иисус сказал в своей Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом» (Матфей 5:3), он, по всей видимости, не имел в виду тех, у кого мало денег. Он, по-видимому, не имел в виду и тех, кто находится в унынии или депрессии. Напротив, он думал о тех, кто «беден» в смысле смирения, а не самоутверждения, Иисус благоволил к тем, кто не честолюбив в том, что касается материального блага в этом мире, но кто работает тихо, скромно и часто без награды на пользу другим. Это люди не трубят в трубы, когда делают свои добрые дела, подобно лицемерным фарисеям во времена Иисуса. Фарисеи выставляли напоказ свою благотворительность “в синагогах и на улицах», чтобы «их прославляли люди» (Матфея 6:2). Напротив, «нищие духом “подобны презренному мытарю в притче Господней, который “не смел даже поднять глаза на небо». Его грехи были прощены, потому что он смирился перед Богом (Луки 18:13). По словам Господа Иисуса, Царство Божие предназначено именно для таких людей (Матфея 5:3). И это послание настолько важно для нас, чтобы мы его усвоили и запомнили, что Господь поместил его в самом начале своей Нагорной проповеди. Это самое первое из того, что мы называем «блаженством», что означает наслаждение состоянием счастья.

Не то, что у нас есть, а то, кто мы есть

Учение Господа Иисуса в Матфея 5 и Луки 12 истинно не просто потому, что оно дано Богом (Иоанна 12:49), но и потому что оно согласуется со всем библейским учением. Для Бога действительно важно не то, что люди имеют, а то, кто они есть. Даже такой богобоязненный человек, как Иов, должен был лишиться всего, что ценил в этой жизни – своего имущества, своих детей и своего здоровья, – прежде чем, пройдя через много страданий, он наконец понял, что Бог требует смирения и самоуничижения в сердце человека – двух аспектов характера, которые нелегко даются любому из нас.

Первый долг христианина – не накопление имущества, а проявление бескорыстной любви к ближним, как повелел Иисус своим первым последователям (Иоанна 13:34). Истинное христианство проявляется не столько в великих делах, сколько в обыденной жизни. Лепта вдовы была дороже всех приношений богачей (Луки 21:3). В случае с Иисусом никто никогда, обратившись к нему за помощью, не получал отказ. Иисус ходил «делать добро» везде, где это было необходимо. Господь призывает и нас проявлять такой же верный дух смиренного служения во всех мелочах жизни. То, что мы делаем, и особенно то, как мы ведем себя по отношению к другим, показывает, какие мы на самом деле, в глубине души, где Господь видит – где это действительно имеет значение. Именно те, кто «богат верой“ (Иакова 2:5), и особенно, «нищие духом», могут и должны быть действительно ”счастливы“ в своем ученичестве, потому что они «собирают сокровище на небесах», и «Царство Небесное» будет их, как обещал Иисус (Матфея 5:3).

Религия Господа

Господь Иисус был смиренным. У него не было никаких вещей, только одежда, в которой он ходил. Спасение других было его религией. Каждый новый день приносил новые задачи служения. «Нищие духом», где бы он их ни встречал, были объектом его внимания, а больные, когда они обращались к нему с верой, были его заботой. Его не интересовали мирские награды. В каждой деревне был кто-то, кто нуждался в его помощи и получал ее. Его кафедрой были склон холма, одинокий колодец и пыльная дорога. Он проводил свои дни, отдавая себя другим. Пока Он Не Придет Снова…

Богатые и влиятельные часто становились мишенями для критики Иисуса (Матфея 23:13). Он прямо сказал, что не называет «праведными» тех, кто считает себя таковыми. Он пришел призвать тех, кто осознал свою нужду в прощении (Луки 5:32). Они приняли его с верой и получили великое “благословение”.

Такие люди будут еще более щедро «благословлены», когда Иисус снова придет на землю. Как говорит апостол, тем, кто ищет его, он «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евреям 9:28). Сейчас мы вспоминаем в хлебе и вине самопожертвование нашего Спасителя, который, “будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Коринфянам 8:9).

Рег Карр (21.03.2021г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.