Библейские чтения: Левит 15; Псалтирь 116,117; 2-е Коринфянам 10,11.
Задумывались ли вы когда-нибудь, насколько поистине удивителен человеческий голос? Это замечательная способность, которую Господь дал нам, чтобы мы могли общаться друг с другом. Мы можем поделиться друг с другом нашими мыслями и чувствами, нашим опытом и надеждами. А как насчет не менее удивительной способности, которой мы обладаем, воспроизводить музыкальные звуки и петь вместе? Это лишь некоторые из уникальных возможностей, которыми наш Создатель наделил людей. Поэтому, когда мы используем эти способности, особенно славя и восхваляя Всевышнего, мы не только обогащаем свою жизнь, но мы и радуем Бога, который создал нас.
Конечно, некоторые из вас, получив эти проповеди, будут читать их в одиночку. Но даже, если это и так, вы все равно можете воспевать Бога. Уши Господа всегда открыты для молитв и восхвалений Его детей. В своем Послании к Ефесянам апостол Павел говорит, что мы все можем наставляться и ободряться, «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа…» (Послание к Ефесянам 5:19,20).
Поэтому, эти соображения можно считать вполне уместными, когда мы переходим к средней части нашего сегодняшнего чтения, из Псалтыря, поскольку Псалмы были предназначены как для совместного богослужения, так и для молитв отдельных людей.
Важно отметить, что традиционные иудеи издавна использовали шесть определенных псалмов, начиная с Псалма 112 по 117, при ежегодном праздновании Пасхи. Первые два из этих псалмов пелись перед каждой пасхальной трапезой, а остальные четыре – после нее. Поэтому очень волнующе думать, что один или несколько из этих последних четырех псалмов вполне могли быть именно теми псалмами, которые Иисус и его ученики пели в той горнице. Как раз после этого наш Спаситель отправился оттуда в Гефсиманию, на Голгофу и на крест, чтобы спасти нас.
Есть очень веские причины, по которым иудеи связывали эту особую группу псалмов с первой Пасхой Израиля и с исходом народа из Египта. Например, Псалом 113 начинается с прямой ссылки на это важное для всей нации событие. В нем есть такие слова: «Когда вышел Израиль из Египта…» (стих 1). Далее следует описание: «море (которое) побежало» (стихи 3 и 5), напоминающее нам о том, как по воле Божьей воды Красного Моря расступились, чтобы сыны Израилевы могли пройти по суше. Сорок лет спустя, Бог совершил такое же чудо опять, когда народ Израиля пересек реку Иордан, чтобы войти в Землю Обетованную. Этот Псалом также напоминает нам, как трепетала земля «пред лицом Бога» (стих 7), когда Он сошел на гору Синай и заключил завет со Своим избранным народом (Исход 19:16-19), и как (стих 8) дважды за время их 40-летнего путешествия по пустыне Он снабдил людей водой из скалы, чтобы утолить их жажду (Исход 17:1-6; Числа 20:1-11).
Неудивительно, что эти шесть псалмов известны как «Аллилуйские псалмы» («Аллилуйя» означает «хвала»). Однако, только обратившись к Новому Завету, мы вдруг начинаем понимать, насколько эти Аллилуйские псалмы крайне актуальны и особенно важны, когда мы рассматриваем их в связи с данным Богом спасением, осуществленным Господом Иисусом Христом.
Когда мы читаем Евангелия и Послания, мы начинаем понимать, что в этих шести псалмах первоначальная Пасха, исход и освобождение из египетского рабства были прообразами и тенями более великого освобождения, которое Бог обещал нам благодаря спасительной миссии своего сына. Бог предлагает нам освобождение от «рабства» греха и смерти, и оно пришло через послушание и жертву Господа Иисуса Христа, о чем мы вспоминаем сегодня. И хотя: «Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его» (Псалтирь 112:4), но в милости и любви он: «приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю…» (стих 6), и он: «…из праха поднимает бедного» (стих 7), чтобы даровать нам жизнь благодаря жертве своего сына.
Поэтому, когда мы обращаемся к Евангелиям и служению Христа, мы неоднократно возвращаемся к словам из этих шести псалмов.
В Евангелии от Матфея 21 говорится о величественном въезде Иисуса в Иерусалим: «… сидя на ослице и молодом осле». (стих 5) под многочисленные восклицания: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (стих 9). Это цитата из Псалма 117: 25,26: «О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне!» Когда народ кричал «Осанна», они цитировали Псалом 117:25 на еврейском языке. Это означает: «О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!»
В тот день Иисус плакал о Иерусалиме. Он знал о страданиях и разрушениях, которые ожидали нацию из-за того, что она отвергли его. Но он также знал, что при его втором пришествии они примут его как своего освободителя и царя. Вот почему он говорит такие слова: «…Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!» (Евангелие от Матфея 23:38,39)
В Евангелии от Матфея 21 Иисус приводит известную притчу о злодеях виноградарях. Эта притча касалась еврейских религиозных лидеров, потому что Иисус знал, что именно они будут причиной его смерти. И все же своей смертью он одержит над ними победу. Вот почему он приводит цитату из другой части псалма 117. Он говорит: «неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? (Евангелие от Матфея 21:42). Иисус приводит еще одну цитату из Псалма 117: 22-23. Таким образом, в Новом Завете спасительная миссия Иисуса предстает перед нами как еще одна, но более Великая Пасха – исход из греховного рабства и освобождение, осуществленные для нас.
Интересно отметить, что когда Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна на гору и совершил преображение перед ними, при этом также сказано, что его видели с Моисеем и Илией: «…которые …явившись во славе, говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Евангелие от Луки 9:30,31). Как удивительно важно, что греческое слово «умерший» здесь на самом деле означает «исход». Это возвращает нас к «исходу» Израиля из Египта в ту первую пасхальную ночь. Мы помним, что их освобождение из рабства стало возможным только благодаря крови пасхального агнца! Именно это имеет в виду Павел в 1-м Послании к Коринфянам 5:7, когда пишет: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».
Обращаясь вновь к символам жизни нашего Спасителя, давайте сосредоточим наши мысли на: «…Агнце Божьем, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна 1:29).
Так что, преломляя этот хлеб, давайте вспомним, что сказано об Иисусе: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Псалтирь 117:18). Действительно, он был воскрешен из мертвых, чтобы быть нашим живым Господом, который стал, краеугольным камнем и надежным основанием дома Божьего. В этом доме, по милости Божьей, мы будем жить вечно. «Это – от Господа, и есть дивно в очах наших» (стихи 22,23). Давайте также возьмем вино: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Псалтирь 115:4). Давайте будем благодарить Бога за все: «…ибо велика милость Его к нам» (Псалтирь 116:2).
Давид Рэн (8.03.2020г.)