Библейские чтения: Неемия 12; Амос 4; 2-е Тимофею 1.
Тимофей был молодым учеником, которого очень любил апостол Павел. Письмо, которое мы начинаем читать в наших ежедневных чтениях сегодня, является вторым письмом, которое ему написал Павел. Оно было составлено в его тюремной камере ближе к концу его жизни. К этому времени апостол понял, что его скоро должны казнить римляне: «…время моего отшествия настало» (2 Тимофею 4:6). Это письмо его любимому «сыну в вере» (1 Тимофею 1:2) полно советов, вразумлений и ободрения. Павел хочет, чтобы он «твердо придерживался» наставлений, данных ему Павлом (стихи 13,14). Он был полон решимости, что Тимофей должен продолжать свою работу по обучению, проповедованию и руководству экклесиями. Ему нужен был верный ученик, который продолжит эту работу после его смерти. Итак, это вдохновляющее письмо полно наставлений, вразумлений, указаний и ободрений, которые все важны и ценны для нас, так как мы, спустя много лет, продолжаем ту же работу.
Много веков назад у другого отцовского персонажа, Моисея, также был молодой помощник, который был благочестиво наставлен, чтобы он тоже мог стать лидером, когда придет время. Бог сказал Моисею (как и Павлу), что время его ухода уже близко (Числа 27:13). Как и Павел, Моисей был обеспокоен тем, что будет с людьми, которых он оставит после себя. Он просил Бога назначить человека, который возглавит и поведет «стадо Божье», чтобы народ не остался, как стадо овец без пастыря: «И сказал Господь Моисею: возьми тебя Иисуса, сын Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его… пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их» (стихи 18,19).
Во Второзаконии 34:9 нам сказано, что: «…Иисус, сын Навин, был исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои…». В нашей главе во 2 Тимофею 1:6 мы видим, что апостол Павел также передал юному Тимофею: «…дар Божий, который в тебе, чрез моё рукоположение». Он, скорее всего, говорил о даре мудрости, чтобы наблюдать и руководить экклесией.
Мы ясно видим параллели между Моисеем и Иисусом Навином, Павлом и Тимофеем. Обоим молодым людям было сказано твердо придерживаться слова Божьего. В Книге Иисуса Навина 1:7,8 Бог говорит Иисусу, сыну Навину: «…тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево… поучайся в ней день и ночь…». Точно так же Павел, руководствуясь Святым Духом, говорит: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня…» (2 Тимофею 1:13).
Иисус Навин был воином. Он привел народ Израиля в Землю обетованную, и Бог дал ему победу над грешными хананеями. Согласно библейскому закону, Бог является судьей народов, и если людям позволено жить на Его святой земле, они должны контролировать побуждения человеческой натуры и проявлять любовь и истину в своей жизни. Хананеи не были таковыми.
Павел призывал Тимофея сражаться против человеческой натуры, как воин в битве. Во 2 Тимофею 2:3 он говорит: «…переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа». Павел сказал, что он сам: «подвигом добрым подвизался… веру сохранил» (2 Тимофею 4:7). В обоих письмах к Тимофею Павел дает ему указания, как полководец в битве. Например: «Преподаю тебе сын мой Тимофей… чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин» (1 Тимофею 1:18). Эти слова возвращают нас во времена Моисея и Иисуса Навина, когда левитам были даны конкретные наставления: «…вступать в службу» (Числа 8:24) для работы при скинии собрания. Но в оригинале на иврите это означает «вести войну». В Числах 8:26 им заповедано: «…содержать стражу при скинии…» — ответственность, которую они несут на протяжении всей истории Израиля (например, см. 1 Паралипоменон 23:32). Павел дважды настоятельно советовал Тимофею: «…хранить преданное ему» (1 Тимофею 6:20 и 2 Тимофею 1:14).
Эти наставления для нас не менее актуальны. Мы живем в мире, очень похожем на тот, который Иисус Навин должен был уничтожить. Мы живем в мире, где: «…каждый делает, что ему кажется правильным» (Второзаконие 12:8).Позже в той же главе было сказано: «…делать справедливое пред очами Господа (стих 25). Мы должны смотреть на пути окружающего нас мира так же, как делает это Бог, и видеть, что весь мир лежит во зле (1 Иоанна 5:19). Мы также должны постоянно быть настороже, как «добрые воины Иисуса Христа», сражающиеся против плоти, как в себе, так и вокруг нас. Мы не должны позволить нашим глазам привыкнуть к злу вокруг нас. От этого зависит наш вход в Землю обетованную. Подобно Иисусу Навину, мы должны изгнать зло (нашу лживую человеческую природу), чтобы получить наше наследство. Павел предупредил Тимофея о том, что «…будет время, когда здравого учения принимать не будут», и верующие: «…от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тимофею 4:3,4).
Большинство людей сегодня отвергают мудрость Писания и предпочитают верить в «басни», такие как эволюция, которая является объяснением человеком удивительного разнообразия жизни на этой планете. Эволюция не дает удовлетворительного объяснения, но она отвлекает людей от Бога, Создателя небес и земли. Это трагедия, потому что из Библии ясно, что: «Всё Писание богодухновенно…» (2 Тимофею 3:16). То же написано о создании в книге Бытия.
И Моисей, и Павел дали четкие наставления по работе, которая должна была быть сделана после их смерти. Апостол Павел видел необходимость продолжения этой работы в течение будущих веков. Во 2 Тимофею 2:2 он сказал Тимофею: «…что слышал от меня… то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». Он хотел, чтобы Тимофей учил тому, что слышал от него, чтобы у другого поколения была возможность найти путь в Царство Божье.
Трижды во 2 Тимофею гл.1 Павел говорит Тимофею о «воспоминании». В 3-м стихе он сказал Тимофею, что вспоминает его в своих молитвах каждый день и ночь. В стихах 4 и 5 он говорит Тимофею, что исполняется радостью: «Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике». Затем снова в стихе 6 он наставляет Тимофея всегда помнить и использовать: «дар Божий», который он передал ему. Поручив Тимофею быть сильным в вере, Павел просит его: «Помни (Господа) Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых…» (2 Тимофею 2:8), и это заповедано нам делать каждую неделю, когда мы берем хлеб и вино.
Подобным образом Моисей вразумлял Иисуса Навина и людей: «Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего» (Второзаконие 4:23) и «…берегись и тщательно храни душу твою, чтобы не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (стих 9).
Нам нужно постоянно вспоминать о путях Бога через ежедневное чтение Его слова. Наше еженедельное хлебопреломление также говорит нам, что наш Господь Иисус сделал для нас. Без этого постоянного внимания к Богу наш разум и наше поведение будут медленно запутываться: «…делами житейскими» (2 Тимофею 2:4). Крайне важно, чтобы мы сохраняли бдительность в нашей борьбе против человеческой природы. Наш Господь Иисус: «…всегда делал то, что Ему (Богу) угодно» (Иоанна 8:29), и в результате он одержал победу. Мы знаем, что нам придется постоянно: «Подвизаться добрым подвигом веры…» (1 Тимофею 6:12), и если мы будем твердо держаться до прихода Иисуса, награда будет за нами.
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откровение 3:21). «Ей гряди, Господи Иисусе» (22:20).
Филипп Уэтетерол (24.11.2019г.)