Библейские чтения: 4 Царств 21; Иезекииль 11; Евангелие от Луки 7.
В Евангелии от Луки 22:14-15 говорится: «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». Теперь мы мысленно присоединяемся к той небольшой группе в верхней комнате, чтобы разделить символы любви Иисуса. В наших библейских чтениях сегодня и на следующей неделе мы находимся в компании четырех великих людей, чья жизнь является увещеванием для каждого из нас, благодаря их непоколебимой вере.
ИОСИЯ
За правлением Езекии последовало 55-летнее правление его нечестивого сына Манассии. Он полностью извратил всё хорошее, что сделал его отец. Но к концу его жизни произошла частичная Реформация, потому что он раскаялся в своих злых путях. Удивительная милость Божья явлена нам (2 Паралипоменон 33:18,19). После двух лет царствования Амона, Иосия взошел на престол в возрасте восьми лет и царствовал в Иерусалиме 31 год. Он был одним из трех праведных царей народа (4 Царств 22:2). В 16 лет: «…он начал искать Бога своего отца Давида» (2 Паралипоменон 34:3). Поэтому он был полон решимости узнать о Боге, который руководил жизнью его предка. В возрасте 20 лет он начал свою очистку земли, уничтожив изображения Ваала и все орудия идолопоклонства. Это было именно то, что Израилю было приказано сделать, когда народ вошел в Землю Обетованную (Второзаконие 7:5). Это было то, что сделал Аса (2 Паралипоменон 15:16) и то, что сделал Езекия (2 Паралипоменон 31:1), но Реформация Иосии была еще более полной и обширной.
Когда Шафан получил Книгу Закона от Хелкии, которая была найдена в Храме, он взял ее к Иосии и прочитал перед ним (2 Паралипоменон 34:16-18). Это был первый раз, когда Иосия услышал закон. Его открытие было, вероятно, самым значительным событием его правления. После публичного прочтения книги люди были потрясены содержащимся в ней посланием. Несмотря на их формальное покаяние, было слишком поздно спасать этих людей, которые отошли от Бога. Однако Иосия будет пощажен за свое благочестие и покаяние. Его реформы продолжались, и его рвение было высоко оценено автором книги Царств (2 Царств 23:25). Его смерть в бою была оплакана народом, который остался на милость могущественного иностранного захватчика. Иосия был непреклонен и верен своему Богу – его жизнь – это призыв ко всем нам. Мы можем думать о нем как о прообразе Христа, потому что многие события в его жизни сравниваются с событиями жизни Господа Иисуса.
ИЕЗЕКИИЛЬ
Когда Иезекииль начал свое служение в 593 году до н.э., Северное царство Израиля более 100 лет не существовало, в то время как свержение Южного царства было неизбежно. Когда он родился во время правления Иосии, было обещание лучших времен для Земли и народа. Но, к сожалению, нравственная и религиозная Реформация была поверхностной. Череда безответственных и идолопоклоннических правителей привела к отказу соблюдать Божьи уставы.
Он принадлежал к роду священников и с ранних лет принимал участие в храмовых службах. Ему было около 25 лет, когда он был сослан на пыльные равнины Вавилона и поселился в городе Тель-Авив. Призыв на служение пришел к нему в 30 лет, что было нормальным возрастом для того, чтобы стать священником. Он взялся за свое 22-летнее служение в атмосфере враждебности со стороны своих соотечественников, которую он описал как: «А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом» (Иез.2:6). Он был человеком, обладавшим мощным интеллектом и широкими познаниями в науке и практике мира. Он, должно быть, был яркой личностью, производившей сильное впечатление на современников. Он был сторожем, который взял на себя ответственность истинного пророка – предупредить людей и привести их обратно к Богу. Он был энергичным, решительным, решительным человеком, но очень скромным. Он был человеком, чье служение является уроком для всех нас, особенно когда жизнь трудна.
ИИСУС
После изучения жизни Иосии и Иезекииля, двух великих персонажей Ветхого Завета, наше третье чтение из Евангелия от Луки позволяет нам снова путешествовать в нашем воображении с Иисусом. Мы можем прислушаться к «…словам благодати, исходившим из уст Его» (Луки 4:22). Он твердо решил исполнить Волю Отца. Мы можем удивляться, подобно тем, кто слышал его в синагоге города Назарет, и уважать его несомненный авторитет. Мы ощутили твердость его хватки на дрожащих плечах бесноватого (Луки 4:31-37), нежность его прикосновения к изнуренным конечностям прокаженных (Луки 5:12-14), и в главе 7 мы видим исцеленного слугу сотника и скорбящую вдову, которая получила назад своего умершего сына.
Иисус вернулся в Капернаум, и весть о его пришествии распространилась. Центурион в армии Ирода Антипы, симпатизировавший еврейскому народу, проявил великодушие, построив синагогу. Он был добросердечным и скромным, а также активным общественным деятелем. Это было время, когда большинство людей плохо обращались с рабами, в то время как он беспокоился о своем умирающем слуге. Он, вероятно, слышал об исцелении сына дворянина, который был при смерти. Этот сотник был слишком смиренным, чтобы идти к самому Иисусу, но попросил некоторых правителей иудеев обратиться за помощью к нему. Иисус согласился на просьбу и был на пути к дому сотника, когда он получил еще одно послание, которое продемонстрировало безусловную веру сотника: «Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лука 7:6-9), и слуга был исцелен. Мы, конечно, можем возложить нашу веру на Иисуса, человека, который хочет быть с нами каждый день. Именно через его имя мы молимся, зная, что он наилучшим образом передает наши молитвы нашему Отцу (Евреям 4:14-16).
Из Капернаума Иисус пришел со своими учениками на 40 км к югу и приблизился к городу Наину, который лежал в семи милях к юго-востоку от Назарета. Здесь он встретил похоронную процессию молодого человека, который был единственным сыном вдовы. Иисус был тронут этим зрелищем, «…он сжалился над ней» (Луки 7:13), ибо оценил глубину ее скорби. «…не плачь», – сказал он и подошел к гробу: «…юноша, говорю тебе, встань!» (стих 14); мальчик был возвращен к жизни и: «…отдал его (Иисус) матери его» (стих 15). Толпа была поражена! «Великий пророк восстал между нами!» – восклицали они (стих 16). Возможно, они вспомнили о чуде Елисея в соседней деревне Шунем. Вот еще один урок для нас, Иисус сказал Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в меня, если и умрет, оживет» (Иоанна 11:25). Мы можем только представить себе чувства тех, кто останется жив, чтобы засвидетельствовать воскресение, когда Христос вернется.
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
В этот момент появились два ученика Иоанна с вопросом: «Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?» (Лука 7:20). Подумайте, что мы знаем об Иоанне. Как и в случае с Иезекиилем, мало что известно о ранней жизни Иоанна. Хотя он вырос в доме с любящими родителями, в комфортных условиях и приятным взглядом на будущее, это было время неопределенности и сомнений в политике и религии. Он ушел в пустыню и жил там, чтобы погрузиться в пророческие послания и подготовиться к тому дню, когда он провозгласит пришествие Мессии. После нескольких дней подготовки, он был готов занять должность глашатая. Он не был политическим агитатором или революционером, но представителем Бога. Люди всех классов пришли послушать этого пророка, первого за более чем 500 лет, и Евангелие от Луки 3:7-17 описывает их обязанности. Но Иоанн указал им на грядущего «Агнца Божьего», который возьмет на себя грех мира. Именно в это время появился Иисус. Он покинул свой дом в Назарете и достиг Иордана, где присоединился к толпе, слушавшей проповедника. Его просьба о крещении удивила Иоанна, которого вскоре убедило следующее заявление: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» (Луки 3:22). Иоанн ощутил присутствие Мессии, того, чье пришествие он проповедовал. Когда церемония закончилась, Иисус отправился в суровую пустыню, чтобы провести там 40 дней, испытывая искушения. «…горящий и светящий свет» (Иоанна 5:35), как Иисус описал Иоанна, был заключен в тюрьму Иродом. Несмотря на то, что он получал сообщения о могущественных делах Иисуса, он все еще искал утешения, таким стал визит его учеников к Иисусу.
ВЫВОД
Мы сопереживаем Иисусу и его последователям в их страданиях, так пусть примеры этих верных служителей Бога укрепят нас в нашей решимости. Их пример очень полезен для нас сегодня, когда мы вспоминаем Иисуса в символах хлеба и вина.
Джеймс А. Кроссли (15.09.2019г.)