Библейские проповеди
Берегитесь
17.08.2019

Библейские чтения: 3 Царств 13; Иеремия 39; От Марка 13.

Сегодня мы рассмотрим рассказ Марка о проповеди Иисуса на горе Елеонской. Матфей и Лука также пишут об этом событии, но каждый из троих заостряет внимание на различные части послания. Лука фокусирует внимание на возвращении Иисуса. «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего… с силою и славою великою… Поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (От Луки 21:27,28).

В Ев. от Марка 13 Иисус подчеркивает важность послания. Он говорит четыре раза: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас…», одновременно с предупреждением о необходимости бодрствовать; стих 5: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас…»; стих 9: «Смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища»; стих 23: «Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё»; стих 33: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время»; стих 35: «Итак, бодрствуйте, ибо… говорю всем: бодрствуйте».

Обратившись к первому сегодняшнему чтению Ветхого Завета, 3 Царств 13, мы узнаем, что Иеровоам совершил зло в глазах Бога, установив в двух местах золотых тельцов: одного – в Вефиле («Вефиль» означает Дом Бога), а другого – в Дане, и сказал народу: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Царств 12:28). Рассказ о золотых тельцах напоминает нам о восстании, описанном в Исходе 32, когда Моисей получал закон на Синае. Мы читаем в 3 Царств 13, что человек Божий был послан, чтобы обличить Иеровоама, но царь не принял его послания, и рука его в наказание иссохла.

В подобной ситуации царь Седекия поступил мудро, вняв посланию Иеремии в книге Иеремии 39 (второе сегодняшнее чтение), которое предсказывало ужасный конец его царства от руки Навуходоносора. К счастью, сам Иеремия был под защитой Бога. Вавилонскому начальнику было сказано: «Возьми его и имей его во внимании, и не делай ему ничего худого, но поступай с ним так, как он скажет тебе» (Иеремия 39:12).

Библия полна примеров людей, которые не вняли Божьему посланию. Но, как ясно дает понять Иисус, послушавшиеся его будут защищены и благословлены: «претерпевший же до конца спасется!»; «он сократил те дни»; «увидят Сына Человеческого, грядущего»; «он соберет избранных своих»; «он близко, при дверях» (От Марка 13:13, 20, 26-27, 29).

Мы отвечаем на предостережение Иисуса не из страха за все беды на земле, а потому, что верим, что наш Бог даст нам путь к спасению. Именно это послание, мы должны извлечь из этого пророчества. Иисус ясно дает понять, какие испытания грядут в Иерусалиме в 70 году н.э., и эта ситуация повторится в конце времен. Он хочет, чтобы мы подняли глаза и увидели приближающееся Царство, и чтобы мы были готовы. Смысл его притчи о смоковнице в том, что, когда прорастают побеги, мы можем быть уверены о близости Царства. Пришествие Иисуса несомненно, и скоро жатва Царства будет собрана.

Мы знаем из исторических записей Евсевия Кесарийского, что некоторые из учеников, которые слышали это пророчество, поняли его и действовали, чтобы спасти свою жизнь. Иисус велел им приготовиться к появлению самозванцев, называющих себя Иисусом (стих 6), и ожидать гонений (стих 9), и остерегаться римской осады: «Когда же увидите мерзость запустения… стоящую, где не должно… тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (От Марка 13:14). Лука включает некоторые дополнительные сведения: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его» (От Луки 21:20).

Напряженность в Иудее нарастала в течение 10-летнего периода, приведшего к разрушению Иерусалима в 70 году нашей эры. Еврейская группа под названием «Зелоты» была очень активна в тот период, что повлекло за собой возникновение национально-освободительной оппозиции римскому правлению. В апреле 67 года н.э. римские власти решили разобраться с восстанием и начали его подавление, что привело к осаде Иерусалима. Однако события в Риме привели к внезапному уходу римского полководца Веспасиана, который руководил этой кампанией. Его отозвали в Рим, где он был коронован как Император. Временное снятие осады, пока он был в Риме, дало возможность христианам, помнившим о послании Иисуса, бежать из города. Они прислушались к тому, что сказал Иисус на горе Елеонской, и бежали в город Пелла в горах. Тит, заместитель Веспасиана, взял на себя командование армией и продолжил разрушать Иерусалим.

Таким образом, христиане, внявшие посланию Иисуса, были спасены от уничтожения и избежали огромных человеческих жертв того времени. Они были бдительны и готовы. Они служат нам примером. Бог предусмотрел для нас путь спасения в Иисусе. Мы знаем: «Бог действует с теми, кто любит его», говорит апостол Павел, и «ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:28,39).

Все трое авторов Евангелия, записавших Елеонское пророчество, говорят о необходимости быть бдительными и молиться, но используют разные словесные формулы. Матфей сравнивает пришествие Иисуса с вором, врывающимся в дом ночью. Хозяин дома, по его словам, не знает, когда придет вор (От Матфея 24:42-44). У Марка есть другая притча, которой Иисус иллюстрирует необходимость ждать, как в случае с хозяином, отправившимся в путешествие с неопределенной датой возвращения (От Марка 13:32-37). Его слуги должны были быть готовы встретить его в любое время дня и ночи.

Тема вора, приходящего ночью, подхвачена Иоанном в Откровении 3:3: «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». И вновь, в Откровении 16:15: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его». Мы должны быть готовы и бдительны.

Бог хочет, чтобы его народ нашел спасение. Вот почему Он предупреждает нас, чтобы мы наблюдали за событиями, которые подскажут нам, что возвращение Иисуса близко. Мы можем быть уверены, что «наступят времена тяжкие» (2 Тимофею 3:1). Господь Иисус Христос призывает нас оставаться верными ему, чтобы мы были приняты в Его Царство. В водах крещения в Иисуса наши грехи могут быть прощены, и его жертва покроет все наши нужды.

Елеонское пророчество написано как призыв к нам. Перед лицом мировых проблем мы знаем, что приближаемся к тому времени, о котором говорил Иисус: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (От Луки 21:26). Но затем он ободряет нас словами: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» (От Марка 13:26,27).

Вспоминая о жертве Иисуса, воплощенной в хлебе и вине, мы можем быть благодарны за великое спасение, которое он приготовил для нас. Нам не нужно бояться будущего. Наше искупление приближается. Давайте прислушаемся к его посланию, будем бодрствовать и молиться. Мы люди дня, а не ночи, поэтому мы должны бодрствовать в ожидании его прихода. Прийди, Господь Иисус!

Пол Лукас (18.08.2019г.)

Комментарии закрыты.