Библейские проповеди
Женщина из Ханаана
13.07.2019

Библейские чтения: 1 Царств 28; Иеремия 4; Ев. от Матфея 15.

Четыре Евангелия описывают служение Господа Иисуса, чтобы научить и ободрить нас. Внимательно изучая слова и дела Иисуса, мы можем научиться идти по его стопам. Большинство из нас живет в местах, расположенных далеко от страны Иисуса, Израиля. Большинство из нас не является израильтянами. Мы язычники, и потому для нас всегда представляют неизменный интерес случаи, когда Иисус встречался с язычниками. Одно из таких событий описывается в сегодняшнем чтении, Ев. от Матфея 15, где мы видим женщину из Ханаана, пришедшую в поисках Иисуса.

Иисус никогда не выходил далеко за пределы земли, которую мы называем Израилем. Его служение происходило в основном в Иудее и Галилее. Но в Ев. от Матфея 15:21 мы видим, что он вошел на территорию Тира и Сидона. Иисус пришел туда, чтобы побыть одному. В Галилее он находился в постоянной борьбе с фарисеями и книжниками, и теперь ему нужен был покой. Иисус не любил конфликтов и споров. Его враги подвергали нападению его главную цель – проповедование Евангелия и мешали его работе. Ему надо было передохнуть.

И именно в этих местах Иисус нашел пристанище в доме со своими учениками. Он хотел, чтобы никто не знал, где он. Но была одна женщина, которая была полна решимости найти его. Каким-то образом она узнала, что Иисус был в ее городе. Ев. от Марка 7:25 говорит: «…[она] услышала о нем». Она никогда раньше не встречала Иисуса и никогда не видела его, но слышала о нем. Мы в одинаковом положении. Мы никогда не видели Иисуса, мы никогда не встречали его, но мы слышали о нем.

Кто же эта женщина? Мы не знаем ее имя. Есть только одно имя, которое нам нужно знать в рассказах о чудесах и деяниях Христа. И имя это – Иисус, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния Апостолов 4:12). Но мы знаем, что Марк в своем Евангелии называет ее сирофиникиянкой, что означало, что она была язычницей. А Матфей описывает это таким образом, что заставляет нас остановиться на рассмотрении ветхозаветного Писания. Матфей называет ее: «женщина Хананеянка» (Ев. от Матфея 15:22). Это напоминает нам о словах Ноя в Книге Бытие 9:25: «…проклят Ханаан». Итак, она была больше, чем язычница, она была рождена под проклятием.

Но эта женщина обратилась к Иисусу, употребив титул, который мало кто из народа Израиля когда-либо использовал. В Ев. от Матфея 15:22, она назвала его «Господом». Враги Иисуса никогда не называли его Господом. Они никогда не признавали его своим правителем и государем. Но знаменательно, что это прозвучало из уст ханаанской женщины, потому что проклятие Ноя гласило, что Ханаан будет рабом Сима (Бытие 9:25,26). Сим был предком евреев. Эта женщина, скромный потомок Ханаана, признала, что Иисус, потомок Сима, был сыном Давида, а, следовательно, и ее Господом. Безымянная женщина хотела, чтобы Иисус исцелил ее дочь, которая была психически больна. В Ев. от Матфея 15:22 говорится: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется». Какова была реакция Иисуса? В стихе 23 сказано: «Но Он не отвечал ей ни слова». Он никак не отреагировал на ее просьбу. Почему Иисус сделал вид, что не слышал ее? Возможно, это было сделано намеренно, чтобы проверить, что она будет делать дальше. Она не отставала и умоляла его снова и снова. Мы знаем, что это было именно так, потому что ученики сказали Иисусу в стихе 23: «отпусти ее, потому что кричит за нами». Она не уходила и не переставала умолять апостолов сделать что-нибудь, чтобы помочь ее дочери. А есть ли у нас такое же упорство, как у этой женщины? Если бы она не настаивала, то ее просьба не была бы выполнена. Вопрос в том, молимся ли мы с такой же страстью? В конце концов ученики не могли больше выносить ее мольбы и попросили Иисуса прогнать ее.

Что сделал Иисус? Он сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Ев. от Матфея 15:24). Казалось, этим должно было бы все и закончиться для этой сирофиникиянки. Иисус давал понять, что он должен помогать только евреям, поскольку это была его миссия. Так на что же надеяться язычнику?

Женщина все еще не сдавалась. Ее дочь была больна, и от этой болезни не было исцеления. Мы знаем, что болезнь пришла в мир как часть проклятия, и последствия греха Адама падают на язычников так же, как и на евреев. Она видела в Иисусе единственную надежду на то, чтобы ее дочери снова стало лучше. У нее была глубокая вера в то, что Иисус может исцелить девушку, если он просто скажет слово. Она усилила свой призыв: «А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне» (Ев. от Матфея 15:25). Она поклонялась ему. Она признавала то, что Иисус был от Бога, и умоляла его о помощи. До сих пор Иисус не обращал на нее никакого внимания, а его ученики пытались ее прогнать. Это было великое испытание ее веры. Верила ли она по-настоящему? Или она сдастся и уйдет?

Это испытание, через которое и мы иногда проходим. Мы молимся во времена невзгод и неуверенности и умоляем Бога о помощи, но ответа нет. Что же нам тогда делать?

И Христос снова говорит с ней. Как мы видим в Ев. от Марка 7:27, он говорит: «дай прежде насытиться детям». Это означает, что израильтяне, как избранный Богом народ, Его дети, имеют право первыми услышать благую весть о Царствии. Придет время, когда язычники тоже услышат пророческий призыв, и эта работа будет поручена апостолу Павлу. Но на данный момент евреи должны были иметь преимущество, как потомки Авраама, которому были даны обетования.

Этот случай учит нас, что у Господа есть стол, и даже в то время язычники могли подойти к нему и ждать возле него. Трапеза Господня — выражение, которое используется для жертвенника в храме (Малахия 1:7). Малахия пророчествовал, что из-за того, что Израиль осквернил стол Господень, или жертвенник, Бог призовет язычников, о чем мы читаем в стихе 11: «…Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами».

Мы, братья и сестры, чаще всего, являемся язычниками, и когда мы преломляем хлеб, мы участвуем в трапезе Господней, о чем апостол Павел напоминает нам в Первом послании Коринфянам 10:21. Мы преломляем хлеб как язычники и символически едим то, от чего отказались израильтяне, дети Царствия. Мы едим крошки со стола Иисуса, преломленный хлеб, представляющий тела нашего учителя, отданное за нас.

Сирофиникийская женщина (благодаря своей настойчивости) получила исполнение своего сокровенного желания. Иисус исцелил ее дочь, язычницу, которую он никогда не встречал, никогда не видел и к которой никогда не прикасался. Он исцелил ее на расстоянии, в ее доме, благодаря вере ее матери и постоянным мольбам. Ей было позволено есть крошки за ее великую веру.

Когда Иисус исцелял кого-то из своего народа, он обычно шел к страдающим или они сами приходили к нему. Например, Иисус пришел в дом Иаира, правителя синагоги в Ев. от Марка 5, когда его дочь лежала при смерти. Он вошел в комнату, где она лежала, взял ее за руку и привел ее в чувство. А в данном случае он смог сделать исключение для язычницы, которая верила в него, точно так же, как Бог позволил блуднице Раав приобщиться к Израилю за ее веру, как и Руфи Моавитянке. Но при этом он следовал своим принципам и не вошел в дом язычников. Как сирофиникиянка, и мы были когда-то далеки от истины, но апостол Павел в Послании Ефесянам 2:13 напоминает нам: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». Мы никогда не видели Иисуса. Он никогда не прикасался к нам. Но мы верим в него и называем его нашим Господом, сыном Давыдовым. Мы молимся день и ночь, чтобы исцелиться от наших грехов, и Иисус своей благодатью позволил нам приблизиться к его столу и получить хлеб и вино, от которых отказался Израиль.

Давид Блэклок (14.07.2019г.)

Комментарии закрыты.