Последнее, о чем пишет Иоанн в своем Евангелии, – это то, что если описать всё, сделанное и сказанное Иисусом, то миру не вместить так много книг. Иоанн выбирает семь событий из служения Иисуса, которые, с его точки зрения, доказывают, что Иисус – Мессия, Сын Божий. Вот что он пишет: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге этой. Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанн 20:30,31).
Интересно, что эти слова были сказаны в ситуации, когда Фома был укорен в том, что не верил, что Иисус воскрес живым из мертвых. Фома сам был свидетелем всех описанных Иоанном знамений и видел многочисленные другие чудеса, которые сделал Иисус и сказал, что они не записаны. Однако Фома не был с другими учениками, когда Иисус явился им в конце дня воскресения, и он просто не поверил свидетельству других о том, что Иисус был воскрешен. Через восемь дней Иисус снова предстал перед своими учениками, и на этот раз Фома был там. Иисус упрекнул его в отсутствии веры. Повествование заканчивается словами Иисуса: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29).
Сегодня, в Матфее 8, мы знакомимся с таким человеком. Римский сотник был человеком выдающейся веры. Он, несомненно, не видел ни одного чуда, но был готов поверить в Иисуса. Обратимся к сегодняшнему чтению из Евангелия от Матфея. Великая Нагорная проповедь Иисуса подошла к концу, и он спустился с горы где-то в Галилее, чтобы снова оказаться в окружении толпы людей. Минуя исцеление прокаженного, мы подходим к Матфею 8:5-7: «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
Именно в этот момент, согласно записям Матфея, сотник произвел впечатление на Господа Иисуса своей верой. Евангелист описывает реакцию Иисуса такими словами: «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Матфея 8:10). Что же так поразило Иисуса? Он имел в виду землю Израилеву или народ Израиля? Возможно, и то, и другое. До этого Господь странствовал по этой земле из Галилеи в Иерусалим и обратно, встречая тысячи людей. Но только сейчас он встретился с человеком такой веры, и удивительно, что этот человек был язычником. Его вера была продемонстрирована Иисусу примерно в 60 словах. Что же замечательного он сказал? Вот Матфей пишет: Сотник же, отвечая, сказал: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово – и выздоровеет слуга мой; ибо и я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: „Пойди“, – и идет; и другому: „Приди“, – и приходит; и слуге моему: „Сделай то“, – и делает» (Матфея 8:8-9).
Братья и сестры, мы знаем, что Иисус, подобно Своему Отцу Небесному, мог заглянуть в сердца людей. Он мог увидеть, что там скрыто. Мы также знаем, что Иисус говорил, что не то, что входит в уста, оскверняет людей, но то, что выходит из уст. Наши слова и действия порождаются движущей силой наших сердец. То, что выходит из уст, или оправдывает нас, или осуждает. Что из того, что излилось из уст этого человека, идет от его сердца, так что Иисус посчитал его верным? «Господи! — сказал он, — я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (стих 8). Он был язычником, а Господь Иисус был евреем. Он знал по опыту, что еврей обычно не входит в дом язычника. «Господи, не нужно вам, еврею, входить в мой языческий дом». Он мог лишь надеяться избавить Иисуса от смущения. Но последующее указывает на то, что он верил, что Иисус пришел от Бога. Он говорит: «Ты не только еврей, но ты и «лев от колена Иудина» (Откровение 5:5), обетованный Мессия, родившийся «Царем Иудейским» (Лука 23:38). Как языческий грешник, я не достоин, чтобы ты вошел под мой кров. Дух, в котором сотник говорит с Иисусом, подобен духу, заключенному в ответе Петра, когда он был призван стать учеником. Мы помним, что Петр сказал Иисусу, когда увидел великое множество рыб: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лука 5:8). Мы могли бы перефразировать высказывание сотника в Матфея 8:8-9 следующим образом:
«Я не достоин, чтобы ты был в моем доме. Тебе не обязательно идти. Просто скажи слово, и мой слуга исцелится. Я знаю, что тебе дана сила Божья. Я тоже человек подвластный императору. Итак, когда я говорю этому слуге «Приди!», он приходит. Когда я говорю другому «Иди!», он уходит. Они подчиняются, потому что знают, что у меня есть власть, предоставленная мне римским императором, которая позволила бы мне наказать их казнью, если они не подчинятся. Точно так же ты обладаешь властью Бога небесного. Я знаю, что если ты скажешь слово, оно будет выполнено!»
Что ответил Иисус этому человеку великой веры? Я думаю, что первые слова его ответа адресованы не только сотнику, но и окружающей еврейской публике: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матфей 8:10-12).
Иисус предупреждает всех, кто слушает, что вера, которую ожидал Бог, была верой Авраама, Исаака и Иакова. Эта вера была показана им на примере сотника. К сожалению, эта вера не обнаружилась в Израиле, хотя у них была возможность каждый день видеть работу Бога в чудесах Иисуса. С течением времени, когда Евангелие проповедовалось язычникам апостолом Павлом, верные люди пришли с востока и запада, чтобы присоединиться к группе учеников Иисуса и найти надежду в Царстве. Народы всего мира отозвались на образец веры сотника.
Как продолжает рассказ Матфея, Иисус обращается к сотнику еще раз: «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Матфей 8:13). Можно себе представить радость сотника, обнаружившего, что его слуга снова здоров.
В евангельском рассказе есть четыре примера заочного исцеления людей Иисусом. Случай со слугой сотника — один из них. Иисус сказал слово, и оно было выполнено. Слуга сотника выздоровел. Представляется, что из этих четырех примеров два — во благо язычников. В этой специальной подборке содержится послание. Язычники исцелялись заочно благодаря великой вере, которую они проявили в Господе Иисусе Христе, и все же народ Израиля, из-за недостатка веры, отверг спасение, которое сначала было дано им. К счастью, благодаря доброй милости Божьей, все мы, язычники, хоть не видели Иисуса, и все же верим. Мы собрались вместе преломить хлеб и испить вина, чтобы показать, что мы верим в Иисуса и в обетование его Царства.
Тим Дэй (06/01/2019г.)