Псалмы отображают историю и жизнь народа Божьего. Часть из них – это радостные песни восхваления и благодарности, отражающие веру в Бога. Другие представляют собой прочувствованные личные или общественные молитвы. Иные же это песни Сиона, славящие правление Господне и Его помазанника – Мессии. Все они учат нас чему то ибо написаны схожими с нами людьми и сохранены для нашей пользы.
Псалмы это очень важная часть Писаний. Когда в Новом Завете цитируется Ветхий Завет, почти 40% цитат взято из Псалмов. Только в Евангелиях цитируется 20 разных псалмов. Мало кто из нас может читать псалмы на иврите, но даже в переводе их поэтика оказывает на нас сильное влияние. Стихи переводить сложно, часть поэтического духа меняется. Но поэзию на иврите переводить легче, так как идея стиха часто повторяется или опровергается в следующем стихе. В результате, псалмы удается переводить без ущерба для формы и смысла.
Псалом 48:2 дает хороший пример повторения основной идеи в последующих стихах: “Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной”. Слово «слушайте» соответствует слову «внимайте». Аналогично и «народы» и «живущие во вселенной». То есть, этот псалом касается всех. Чтобы убрать последние сомнения насчет этого, следующий стих усиливает разъяснение. Послание услышат “простые и знатные” и “богатый, равно как бедный”. Нас всех призывают услышать послание Господне в этом псалме.
Продолжая читать мы понимаем, что автор задается вечным вопросом: что случится после смерти? Он отмечает, что часть людей очень богаты. Купаясь в богатстве, они наслаждаются жизнью. Избавление от смерти, однако, нельзя купить за деньги. Стихи 8-10 не оставляют сомнений: “человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него”. Иными словами, никаких денег не хватит “чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы”.
По Закону Моисееву (Левит 25:47-55), по обстоятельствам, раб может быть выкуплен на свободу, если сам или его родственники имеют достаточно денег для этого. Но нельзя избежать факта, что и этот человек все же умрет. Ситуация, описанная в Псалме 48 иная. Хоть трижды богатый, ни за какие деньги нельзя избавиться от вечной смерти. Об этом и говорится в Псалме 48:10-11. Умный, глупый, богатый, бедный – все умрут. Кого-то забудут быстро, кого-то будут помнить за их добрые или злые дела. Надгробный камень с именем поставят. Для богатого роскошный надгробный памятник соорудят. Иногда земля, которой человек владел, надолго остается в памяти народной по его имени. Это ничего не значит, человек теряет все когда умирает.
Теперь прочтите стих 16: “Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.” Избавление от вечной смерти возможно! Денег платить не надо, в Бога верить надо и в Его извечное предназначение. Текст на иврите заканчивается фразой «остановись и задумайся» и это действительно правильный совет.
Человек не может выкупить и спасти от смерти другого. Павел, однако, пишет: “Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Римлянам 5:8). Как это понять? «За нас» касается выкупа, искупления, слова используемого Иисусом (Maтфей 20:28 и Maрк 10:45) когда он объясняет почему отдает свою жизнь за нас. Апостолы Иаков и Иоанн просились за Иисусом в его Царство на почетные места возле него. Иисус понял, что они не до конца осознали предназначение его жизни и учения. Они не понимали, что он идет на крест и что он умрет «за нас».
Слова Иисуса в Евангелии следует понимать в контексте. Следует помнить, что выкуп, искупление, это лишь часть более широко служения Иисуса. Много слов в Новом Завете посвящено объяснению смысла смерти Иисусовой и в совокупности они дают нам полное объяснение значения этой смерти.
Смерть Господа нашего это не случайность, прервавшая великую жизнь. Он все делал по воле своего Отца. Он свою жизнь на частную и святую не делил. Его слово с делом не расходились. Вопрос о поиске личной выгоды не стоял. Когда Павел пишет в Послании Римлянам 15:3, что: “Христос не Себе угождал” это касается не только смерти на кресте, это касается всей его жизни. В детстве Иисус очутился “в доме Отца своего” и он “преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков” (Лука 2:49 и 52). Все его служение это творение добра и призыв людям: “покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Матфей 4:17). Смерть Иисуса была неизбежной кульминацией его жизни безвозмездного служения и посвящения себя его Отцу Небесному. Вся его жизнь была искуплением, «выкупом». Вся его жизнь это борьба за избавление людей от греха и смерти.
Готовясь разделить хлеб и вино в память о Господе будем помнить, что без него наша жизнь сейчас была бы похожа на жизнь людей, описанных в Псалме 48. Нет разницы как мы стоим в обществе, нет разницы какой у нас доход. Наша человеческая природа дает нам смерть в конце пути. Но мы пришли к вере, что есть и другой путь. Бог дал нам путь по которому надлежит следовать. С этой мыслью жило бесчисленное множество верующих мужчин и женщин, хотя они и умерли как все другие. Каждый раз, когда мы идем на похороны, мы вспоминаем об этом. Но Павел утешает нас словами из 1 Послания Фессалоникийцам 4:13-14: “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним”.
Эта вера в смерть, воскрешение и возвращение Иисуса основана на уверенности, что истинно верующие всех времен восстанут из мертвых. Все, что делает Бог это выражение Его любви: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоанн 3:16).
И хотя нас жизнь иногда сильно бьет, утешение и успокоение находим мы в словах Павла в его Послании Римлянам 8:38-39: “Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем”.
Джон Гринвуд (27.01.2019г.)