Библейские проповеди
Душевное здоровье
12.01.2019

Всякий раз, когда вы слышите фразу «здоровое тело», то какие образы возникают у вас в голове? Большинство людей представляют себе спортзал, бег трусцой, езду на велосипеде или же демонстрирующих свои бицепсы мужчин и женщин. Сама эта фраза предполагает некие позитивные образы и ассоциации. А какие представления вызывают у вас слова «душевное здоровье»? Эту фразу большинство людей связывают со стрессом, депрессией, повышенной тревожностью и необходимостью сопротивления неблагоприятным обстоятельствам. Иначе говоря, второе словосочетание ассоциируется с негативными образами и понятиями.

Истина здесь состоит в том, что все мы имеем душевное здоровье, которое, как и здоровье физическое, может быть либо хорошим, либо плохим. На протяжении долгого времени наш мир рассуждал о понятии «душевного здоровья» в негативном свете, в результате чего сама эта фраза автоматически приобрела довольно мрачный оттенок. Это неудивительно, на самом деле, поскольку давление, испытываемое людьми со стороны нашего современного, лихорадочного мира, нередко выступает в роли причины удручающего состояния их душевного здоровья. Какое всё это имеет отношение к нам как к последователям Иисуса?

Мне никогда не забыть слов Брата Майка Харди, произнесенных им на похоронах его собственного брата Дэвида. Майк сказал о нем так: «Он любил эту небольшую экклесию». На самом деле он, конечно же, хотел сказать этим то, что его брат любил людей, с которыми встречался на протяжении более сорока лет своей жизни среди них. Когда он завершал очередное собрание братьев и сестер, то часто обращался к Богу с просьбой о том, чтобы «никто не ушел отсюда с ощущением своей ненужности, невостребованности, и постылости». Брат Дэвид исполнял своей жизнью повеление апостола Павла: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Филип. 2:4). Мы вскоре еще раз напомним себе об этих словах.

Когда вы встречаетесь с хорошо знакомым вам человеком и он задает вам вопрос «Как дела?», то что вы обычно отвечаете? Если вы чувствуете себя из рук вон плохо, то склоняетесь ли, невзирая на это, к принятому в обществе «Всё отлично, спасибо»? Или вы произносите нечто такое, что в большей степени соответствует переживаемой вами действительности? А как вы поступаете уже в противоположной ситуации, то есть тогда, когда сами обращаетесь к своему знакомому с этим же вопросом? Очевидно, мы должны в таких случаях предпочитать искренний ответ с его стороны, и быть готовы задуматься над тем, как помочь ей или ему в том случае, если окажется, что они столкнулись с трудными обстоятельствами в своей жизни. Совсем нетрудно представить себе, что человек, с которым ты не виделся какое-то время, мог за этот период лишиться кого-то из дорогих ему людей, или узнать о неблагоприятном для себя диагнозе, или потерять работу. Все такие события влияют на людей крайне удручающе, и мы должны быть готовы к тому, чтобы искать возможности оказать им поддержку во всех подобных ситуациях.

Обратимся ко второй главе Послания Филиппийцам. Это проповедь, посвященная смирению нашего Господа Иисуса Христа. Прочтите для себя отрывок с 1 по 4 стих. В последнем из этих стихов замечательно изложено всего лишь несколькими словами то, как наш Господь Иисус прожил свою земную жизнь. В последующих стихах, с 5 по 11, апостол напоминает, что Иисус принял образ раба и смирил себя. Он был послушен Богу, своему Господу, и пошел на смерть, причем на смерть жестокую, крестную. По причине своего смирения, он теперь вознесен и возвышен до самого высокого положения, которое лишь может быть (ст. 9). Павел утверждает, что если мы будем стремиться к смирению, то, по милости Божьей, мы тоже будем возвышены.

Соответствуют ли ваши усилия этой цели? Сражаетесь ли вы с эгоизмом, который присущ каждому из нас, и ставите ли нужды других людей впереди собственных? Кстати говоря, Павел отнюдь не призывает нас заботиться исключительно лишь о потребностях окружающих, начисто забыв о своих нуждах. Он говорит: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других [тоже]». Иными словами, вы не сможете быть полезным для других людей, если не научитесь заботиться и о самом себе.

Вспомните женщину из евангелий, которая страдала кровотечением (Мат. 9:20-22). Она мучилась этим недугом 12 лет. Как это повлияло на её душевное состояние? Она наверняка не могла ни на мгновенье забыть о своей ритуальной нечистоте, куда бы ни пошла. Это означает, что она скорее всего была вынуждена бóльшую часть времени проводить в одиночестве у себя дома. Как это должно было сказаться на её самооценке, чувстве уверенности, её связях с родственниками и знакомыми? Нет никакого сомнения в том, что её физическому страданию сопутствовали душевные муки. Однако в день, в который эта женщина прослышала о появлении Иисуса в её городе, она исполнилась решимости несмотря на толпы людей, собравшихся на его улицах, и выказала свою веру, прикоснувшись к краю одежды Спасителя, что привело к её немедленному физическому, умственному и душевному исцелению.

Таким образом, вот что следует предложить: когда вы спрашиваете какого-нибудь человека о том, как обстоят его дела, постарайтесь проявить искренний интерес к его ответу. Слушайте внимательно, стараясь услышать не только то, что он говорит, но и то, как он говорит это. Если слова о том, что у него «всё хорошо» сопровождаются вздохом или таким выражением лица, которое выдает страдание и неуверенность, то будьте готовы уточнить со всем уместным уважением – «А как, всё-таки, обстоят дела в реальности

Вспомните женщину из Евангелий, которая страдала кровотечением (Матф. 9:20-22). Она мучилась этим недугом 12 лет. Как это повлияло на её душевное состояние? Она наверняка не могла ни на мгновенье забыть о своей ритуальной нечистоте, куда бы ни пошла. Это означает, что она скорее всего была вынуждена бóльшую часть времени проводить в одиночестве у себя дома. Как это должно было сказаться на её самооценке, чувстве уверенности, её связях с родственниками и знакомыми? Нет никакого сомнения в том, что её физическому страданию сопутствовали душевные муки. Однако в день, в который эта женщина прослышала о появлении Иисуса в её городе, она исполнилась решимости несмотря на толпы людей, собравшихся на его улицах, и выказала свою веру, прикоснувшись к краю одежды Спасителя, что привело к её немедленному физическому, умственному и душевному исцелению.

Можно вспомнить и про человека с иссохшей рукой. Он тоже, скорее всего, испытывал смущение из-за своего состояния. Возможно, он всегда старался прятать свою больную руку под одеждой, когда выходил на улицу. Он наверняка испытывал трудности с зарабатыванием себе на прожитие и, не исключено, был привычен к неприятным отзывам в свой адрес, которые вынужден был слышать на протяжении всех тех лет. Его обстоятельства, таким образом, тоже никак не способствовали прекрасному состоянию его душевного здоровья. Но когда Иисус велел ему стать посреди синагоги и вытянуть свою пораженную руку на виду у всех присутствующих, вера больного подвигла его на то, чтобы исполнить слова Господа незамедлительно.

И что можно сказать о слепом Вартимее? Взгляните на Ев. от Марка 10:46-52. Слепота – это серьезнейшее нарушение физического здоровья человека, а потому Вартимею не оставалось ничего другого, как только просить милостыню. Для инвалидов в те времена не было предусмотрено никаких пособий. Однако у него оставались его голос и его решимость, и мы можем видеть, что слепой Вартимей стал звать Иисуса еще громче после того как окружавшие его люди попытались было заставить его замолчать. Иисус же, услышав отчаянные вопли слепого, остановился и сказал, что хочет встретиться с ним. Обратите внимание, как изменилось отношение людей к Вартимею в этот момент. Они сказали ему: «Не бойся, вставай, зовет тебя» (Марка 10:49). Вартимей нуждался в такой поддержке. У него были все причины, чтобы испытывать отчаяние по причине своего немощного состояния точно так же, как то было и в случае с женщиной, страдавшей от кровотечения, и мужчиной с иссохшей рукой. Но уже в следующее мгновенье он смог возликовать в полной мере, потому что снова стал видеть.

Мы очень часто читаем в Евангелиях, что Иисус «сжалился», встретив тех или иных людей, страдавших от разного рода горестей и печалей. Он был очень чувствительным к их бедам. Он глубоко понимал, насколько несчастными и удрученными были многие из них. Пророк Исайя в своем замечательном предсказании о Мессии выразил его отношение к людям такими словами: «Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4).

Вскоре и для самого Иисуса пришло время пройти через сильнейшие душевные страдания. Об этом мы читаем в Лук. 22:39-44. Мы можем испытывать чувство благодарности за то, что явившийся Иисусу Ангел укреплял и ободрял его перед лицом предстоявшей ему тяжкой смерти. Если бы Господь не укрепился в своей решимости взойти на крест, то абсолютно каждый из нас не имел бы сегодня ни малейшей надежды. «Разве нет другого пути, Отец?» – спросил он. Ответ был известен ему и раньше. Не существовало иного способа, чем смерть совершенного человека от одной из самых ужасных придуманных людьми казней, чтобы доказать любовь, которую он имел к своим друзьям. И вот сегодня, по прошествии двух тысяч лет, мы собрались, чтобы воспользоваться плодами того страдания. Насколько сильно подействовало то укрепление и ободрение, которое Ангел оказал нашему Господу! Теперь же мы возвещаем смерть своего Спасителя посредством хлеба и вина, и будем делать это вновь и вновь до того самого дня, когда он, наконец, возвратится к нам. Очень скоро, благодаря достигнутой им победе, Иисус вытрет всякую слезу с человеческих лиц и положит конец страданиям по всей земле. Хвала и благодарение Богу за Его изумительный Замысел!

Филипп Хобинс (13.01.2019г.)

Комментарии закрыты.