Библейские чтения: 4 Царств 7; П.Иеремии 3; 1 Коринфянам 16.
Яркое напоминание о страданиях
В июле и августе наши библейские чтения Ветхого Завета ведут нас по тяжелому жизненному пути, сильным словам и суровым временам пророка Иеремии. Книга «Плач Иеремии» это наглядное напоминание как спустя 40 лет истового прорицания Слова Божьего Иеремия стал свидетелем того как вавилоняне осадили и сожгли его любимый город Иерусалим. Они разрушили великий Храм Соломона. Уделив время раздумьям об этих страданиях слуги Господнего, мы без труда увидим схожесть с тяготами, которые Иисус Христос вынес за нас. Вспомнив быстро жизнь и невзгоды Иеремии, мы сможем сосредоточиться на самопожертвовании Иисуса, нашего личного Спасителя.
Отказавшись от многого в жизни, Иеремия посвятил себя служению Господу и собратьям. Молодой священник, получивший образование в городе левитов Анафоте, Иеремия мог бы избрать относительно легкую и упорядоченную жизнь служения. Он мог бы жениться и завести семью, широкий круг друзей и получить положение в обществе. Но у Бога были другие планы! Как и Иисус, Иеремия был призван отказаться от такого рода жизни. Вместо этого он был призван вести жизнь полную лишений и самоотречения. И будет время, когда все ополчатся на него после того как он принесет суровое послание от Господа непокорному народу Иудеи. Как и с Господом Иисусом, рождение Иеремии тоже было обусловлено Богом. Ему было дано божественное право проповедовать народу Божьему, хотят ли они его слышать или нет. Поддержка Бога в тяжелом деле была обеспечена, а так он был практически один. Как и Иисус, он был “презрен и умален перед людьми” и “муж скорбей” (Исаия 53:3). Как и в случае Иисуса, семья тяготилась Иеремией, сограждане ненавидели и угрожали, а кто-то и просто называл его помешанным.
Несмотря на всё это и еще большее, и Иеремия, и Господь Иисус приняли данный им Божий план. Какие бы тяготы ни грозили, их жизни были посвящены служению Богу и людям. Пример людей, которые служение Богу и людям ставят на первое место, это и пример для нас, когда мы думаем о жертве Христовой. Нам следует идти по их стопам в собственной жизни. Иисус призвал нас жить как он, точно зная какие есть для жизни правильные ориентиры. Сказано у Матфея 10:37-39: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее”.
Чьим «путем» мы идем? Чем нам пожертвовать или вообще ничем для служения Богу? Оказывают ли примеры Иеремии и Господа Иисуса влияние на наше принятие ежедневных решений или нет? Думая во время хлебопреломления о полном самопожертвовании нашего Спасителя, мы можем спросить себя: «Насколько моя жизнь отражает решения, которые я принимаю для получения жизни вечной?» После сорока лет служения Иеремия по-прежнему был убежден в высшем смысле его житейских страданий: «…ибо не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. Но, когда попирают ногами своими всех узников земли, когда неправедно судят человека пред лицем Всевышнего» (Плач Иеремии 3:31-35).
Хорошо знающий Писания Иисус часто черпал для себя примеры из жизни своего предшественника Иеремии. Стенания пророка Иеремии, выраженные в третьей главе «Плача», это мессианские стихи по глубине личного выражения печали и боли. Если их читать, имея на уме Иисуса, мы можем увидеть нашего Спасителя в дни тягот, одиночества, умственной и физической агонии. Вся глава – это яркое напоминание, когда мы делим между собой символы страдания господнего. За нас он по своей воле отказался от тихой и легкой жизни в доме и жил как: “муж скорбей и изведавший болезни…”, как Исаия 53:3 предвидел.
Зная, что его страдания отвечают планам Божьим, он “…претерпел крест, пренебрегши посрамление” (Евреям 12:2). Всегда ставя Отца своего Господа Бога перед собой (Псалом 15:8) и зная, что через смерть и воскресение он введет себя и множество других в славное Царство Божье (Евреям 2:10), Господь Иисус всё это “…совершил через страдания”. Он стал лучшим примером того, что пророк Иаков описал (Иаков 1:2,3) проповедуя нам: “С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение”.
Невзгоды были суровой жизненной школой и для Иеремии, и для Христа. Они научились покорно следовать пути Господнему, терпению в трудностях, упованию на Бога и на Его верное Слово, любви к ближним. Вот о чем книга «Плач Иеремии» и вот о чем Христова смерть на кресте. Ибо оба человека молились Господу не за себя, а за прощение грехов человеческих. Об этих примерах и надо помнить, когда мы преломляем хлеб во имя страданий Христовых.
Что нам от всего этого? Виним ли мы Бога, когда наступают черные деньки и когда, по нашему разумению, все идет наперекосяк в нашей жизни? Можно ли нас обвинить в том, что забыли проповедь Соломона, когда к нам обратились как к сыновьям? “Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает” (Евреям 12:5).
И Иеремия, и Иисус Христос понимали, что “…вместо предлежавшей Ему радости” (стих 2), у них есть цель выше человеческих страданий – а мы понимаем? Как мы реагируем на горе? «Радуемся» ли мы, как Пётр писал, “…поскорбев теперь немного” и чтобы “испытанная вера оказалась драгоценнее гибнущего… к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа” (1 Петра 1:6,7).
Хорошо бы нам вспомнить и слова из Псалтири: “вечером водворяется плач, а на утро радость” (Псалом 29:6). Или, как сам Иеремия выразился в Плаче Иеремии 3:26: “Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа”.
“Хороводы наши обратились в сетование”, скорбел Иеремия о Иерусалиме (Плач Иеремии 5:15). “Потоки вод изливает око мое”, плачет пророк о разрушенном любимом городе (3:48). Спустя 600 лет, Иисус испытывал те же чувства, когда взирал с Горы Елеонской на Иерусалим, ждущий своего разрушения римлянами в 70 году н.э. (Лука 19:41).
Как нам следовать этим примерам ныне? Из библейских пророчеств мы знаем какие невзгоды всё еще угрожают народу Израиля и самому Иерусалиму. Это очень ярко описано у Захарии, глава 14. И наши чувства к святому граду Божьему и к Его древнему народу должны быть созвучны чувствам Господа Иисуса и предшественника его Иеремии. Писания четки в этом смысле: как истинные хранители Сиона, мы не должны молчать, не должны иметь покоя и не давать покоя Богу, ибо “На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью… доколе не сделает Иерусалима славою на земле” (Исаия 62:6,7). “Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него,” говорит Иеремия (Плач Иеремии 3:24). Наша надежда абсолютно выражается в хлебе и вине, символах жизни Христовой, смерти и воскресении.
Пэр Капп (2.09.2018г.)