Библейские проповеди
Виноградник Навуфея
25.08.2018

Библейские чтения: 3 Царств 21; Иеремия 48; 1 Коринфянам 7.

В книге 3 Царств 21:1 мы читаем, что у Навуфея был виноградник, который был «…подле дворца Ахава, царя Самарийского». Поскольку он находился рядом с царским дворцом, Навуфею необходимо было содержать его в превосходном состоянии. Когда наставало время урожая, он следил за тем, чтобы виноград был собран надлежащим образом. Его виноградник постоянно находился пред взором царя, поэтому для него было важно хорошо заботиться о винограднике. Навуфей также являлся человеком верующим, а потому весьма серьезно относился к своей собственности – он считал этот виноградник даром от Бога и, как сказано в книге Левит 25:23, – «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля…».

Таким образом, этот виноградник принадлежал не Навуфею, а Господу Богу. Вот почему, когда Ахав попросил Навуфея отдать виноградник ему в обмен на овощной сад, его ответ был очевиден: «Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!» (3 Царств 21:3). Иными словами, это была не его собственность, чтобы он ее отдавал. С мирской точки зрения, просьба Ахава кажется вполне разумной. В конце концов, он предложил взамен виноградник лучше этого или готов был выкупить виноградник. Но нет, Навуфей был непреклонен – он не мог отдать виноградник Ахаву, ибо он не был его собственностью – виноградник принадлежал Господу Богу, а Бог заповедал не продавать землю навсегда. Это подводит нас к очень важному принципу. Если мы верим, что Бог на небе создал все вокруг нас, тогда мы должны соблюдать каждую Его заповедь. Если мы не слушаем Его повелений, тогда мы должны принять последствия своего непослушания. Итак, Бог сказал детям Иакова, что Он дал им землю израильскую в вечное владение – как целой нации, так и каждому отдельному человеку. Ни при каких обстоятельствах они не должны были отдавать никому, будь то царь или обычный человек, какую-либо землю, которая была дана им в вечное владение. Даже в том случае, когда человек вынужден был отдать землю по причине бедности, он получил бы ее назад в юбилейный год. Таким образом, мы видим, что Навуфей был полностью послушен Господу Богу. На этом все должно было закончиться; но Ахав был царем израильским, и когда Навуфей отказался от любых условий обмена, Ахав вернулся домой «встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей… и лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел» (3 Царств 21:4).

Ахав, разумеется, вел себя как избалованный ребенок; хуже того, он ослушался прямого повеления Господа Бога во Второзаконии 5:21 – «…не желай дома ближнего твоего, ни поля его… ни всего, что есть у ближнего твоего» – десятой заповеди!

Ахав женился на Иезавели, которая не являлась израильтянкой. Она была «…дочь Ефваала царя Сидонского» (3 Царств 16:31). Она поклонялась ложному богу Ваалу и сделала так, чтобы Ахав тоже служил этому лжебогу со всеми ритуалами, связанными с этим служением. Следовательно, она абсолютно не понимала причин Навуфея отказать в просьбе Ахава и сказала Ахаву: «Что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина» (3 Царств 21:7).

Таким образом, мы видим, что она оказывала очень плохое влияние на Ахава. Здесь для нас содержится еще один урок, который нам необходимо принять всерьез, всем сердцем! Выбирая мужа или жену, мы должны выбирать их той же веры, что наша, или весьма вероятно, что мы будем уведены от Божьих святых истин. Итак, нам сообщается, что Иезавель написала правителям города, где жил Навуфей – заметим, что она запечатала их личной печатью Ахава (стих 8) – и приказала, чтобы они объявили пост и посадили Навуфея на самое высокое место среди народа. Затем она подговорила двух человек, «негодных людей», ложно свидетельствовать против него, будто он «…хулил Бога и царя», после чего люди того города «…вывели его за город, и побили его камнями, и он умер» (стих 13).

Более того, был убит не только Навуфей, но и его сыновья, как нам сказано в 4 Царств 9:26. Это было ужасающее преступление, совершенное Иезавелью для того, чтобы Ахав получил во владение тот виноградник. Она не хотела, чтобы кто-либо из его семьи претендовал на виноградник после смерти Навуфея, поэтому позаботилась о том, чтобы Навуфей и все его сыновья умерли одновременно. И позднее не возникло бы проблем с родственниками, претендующими на наследство. Затем Ахав отправляется в виноградник, чтобы взять его себе. Но Господь Бог видел, что произошло, ибо Он знает обо всех злодеяниях, совершаемых людьми. Он повелел пророку Илии пойти в виноградник и провозгласить наказание Ахаву за то зло, которое он совершил по отношению к Навуфею и его семье. В книге 3 Царств 21:19 сказано: «…на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь».

Это было справедливое наказание, уместное для данного конкретного преступления, но ответ Ахава, когда он увидел Илию (вместо кротости и раскаяния), был враждебным: «Нашел ты меня, враг мой!» (стих 20). В этом был весь Ахав – насквозь пропитанный злом и, как далее сказал Бог: «Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель» (стих 25).

Помимо объявления о смерти Ахава, Бог также сказал и об Иезавели, которая принимала участие в той истории, что она также будет съедена собаками у стен Изрееля. Все в точности так и произошло – мы можем прочесть об их смертях в книге 3 Царств 22:38-39 и 4 Царств 9:33-37, все сбылось, как было сказано Господом Богом. После пророчества Илии происходит неожиданное – Ахав, услышав слова Господа через Илию, «…разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально» (3 Царств 21:27).

Удивительно, что он раскаялся за свой грех против Навуфея и его семьи, и мы знаем, что раскаяние его было искренним, потому что Бог, видящий сердца людей, воспринял его как подлинное. В стихе 29 Он сказал Илии: «Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его». И это сбылось во время правления царя Ииуя (4 Царств 9:7).

Приступая к символам смерти Иисуса, какой урок мы можем вынести для себя из этой проповеди? Как мы уже упомянули, Навуфей был во всем послушен Господу Богу, следуя Его заповедям, записанным в Законе Моисеевом. Бог сказал, что землю «…не должно продавать навсегда», потому что это была Его земля. Навуфей помнил об этом даже тогда, когда сам царь израильский обратился к нему с просьбой касательно виноградника. Бог продолжил давать заповеди на протяжении Своего общения с людьми, поначалу израильтянам, а потом и язычникам – особенно через Своего Сына, Господа Иисуса. Он отдал Своего Сына в жертву за наши грехи на кресте. Но Иисус не заслуживал смерти – Он был единственным Человеком, жизнь Которого была совершенна во всем, и однако же Он был предан смерти грешными людьми самым жестоким способом – распятием. Будучи невиновным человеком, Он не заслуживал смерти. Это было изумительное жертвоприношение, и так как Он был безгрешен, Бог вернул Его к жизни, чтобы больше уже не умирать. Через смерть Иисуса, всем тем, кто призван – всем нам – могут быть полностью прощены все грехи.

Иисус (и, следовательно, Сам Бог тоже) заповедал, чтобы мы помнили о той совершенной жертве и смерти, вкушая от этого хлеба, представляющего Его тело, и вина, которое есть символ крови Его – как можно чаще (1 Коринфянам 11:26). Мы молимся о том, чтобы когда Иисус вернется на землю и установит Царство, мы были бы достойны места в нем. Как здорово иметь возможность встретиться и поговорить с Навуфеем и его сыновьями об их жизни! А также со многими другими, кого Иисус вернет к жизни. Нас ожидает восхитительное будущее, если мы будем достойны его. Навуфей был во всем послушен Богу, и нам также необходимо быть покорными нашему Отцу Небесному. К сожалению, временами мы совершаем ошибки и не во всем послушны Господу Богу. Как говорит Иисус в Евангелии от Луки 17:10 – «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Мы должны помнить, что Бог, видевший, как Ахав смирил себя, не навел на него обещанного зла, но отложил его на дни сыновей его. Он – тот же Бог, Которому мы служим, и если в наших молитвах мы будем просить прощения за наши грехи, а в сердцах наших будет раскаяние, Отец наш Небесный простит каждого из нас. Давайте же вкусим от хлеба и вина в память о нашем отсутствующем Господе. Мы молимся, чтобы Бог даровал нам место в чудесном Царстве, которое установит Иисус, когда вернется на землю.

Дэвид Уилли (26.08.2018г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.