Библейские чтения: 3 Царств 14; Иеремия 40; Марка 14.
Обращаемся ли мы Богу как к нашему другу? Едва ли мы чувствуем себя способными называть Его в молитвах своим другом. Это было бы слишком интимно, когда Он так высоко над нами. Может быть, Бог Сам мог бы обращаться к нам, верующим в Христа, как к Своим друзьям. Это было бы великой честью для нас. Но мы, вероятно, чувствуем, что не можем претендовать на такие близкие отношения с Создателем неба и земли.
Тем не менее, интересно обнаружить, что в Библии есть несколько людей, называемых друзьями Бога. Первый – это Авраам. Почему Бог считал его своим другом? В своем новозаветном письме Иаков объясняет, что Авраам ответил на любовь Бога не только проявлением своей веры в Него, но и делами любви:
«Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иаков 2:22,23).
В том же письме Иаков предупреждает нас о том, что тот, кто хочет быть другом мира, превращается во врага Божьего. Бог становится ревнителем, когда мы отворачиваемся от Него:
“Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” (Иаков 4:4).
Вторым другом Божьим был Моисей. Сначала Моисей не хотел становиться слугой Бога, как показывают ранние главы Исхода. Но в конце концов он стал великим лидером Израиля, который вывел их из рабства в Египте. Итак, мы читаем:
«И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход 33:11).
В одном из псалмов Царь Давид пишет:
«Дружба Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (один из английских переводов Библии). Русский перевод звучит так: «Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Псалтирь 24:14).
Мы можем быть уверенными, что Давид говорил, опираясь на собственный опыт и от чистого сердца. В стихе 7 он упоминает грехи и просит Бога быть милостивым и простить его, ибо он был одинок и страдал. Мы знаем, как Бог ответил на это раскаяние. Он назвал Давида мужем по Его сердцу (Деяния 13:22). Поэтому, даже если мы грешники, но когда у нас есть правильное отношение к Богу и мы обращаемся к Нему в смирении и почтении (библейское значение слов «бояться Бога»), мы можем стать Его друзьями.
Что говорит Господь Иисус о своих друзьях? Он говорит, что мы можем быть его друзьями, но чтобы претендовать на этот статус, мы должны любить друг друга. Вот что он сказал на последней вечере в Иоанне 15:12-17:
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга».
В стихе 15 он говорит, что он больше не называет своих учеников своими рабами, но – своими друзьями. Он избрал и назначил их идти и приносить плоды. Из Евангелия мы узнаем, что Иисус был обвинен в том, что он является другом мытарям и грешникам:
«Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Матфей 11:19).
Так обвиняли его книжники и фарисеи. Они ссылались на стих из Второзакония, чтобы осудить Иисуса:
«И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница» (Второзаконие 21:20).
Но Иисус отверг их утверждения. Он обнаружил истинное покаяние среди мытарей и грешников, что сблизило их с Иисусом больше, чем самодовольных религиозных людей того времени, которые его критиковали.
Мы можем ободриться делами и словами Господа Иисуса, вспоминая его сейчас в хлебе и вине. Они побуждают нас верить, что он назовет нас своими друзьями, если мы будем ему верны и будем отвечать ему так, как он того желает. И если мы друзья Иисуса, то в смирении и удивлении мы можем назвать Бога нашим другом, потому что Иисус и его Отец едины.
Джон Боултон (19.08.2018г).