Когда мы принимали крещение, то сделали осознанный выбор, который должен не только влиять на наши жизненные цели, но и на наши поступки, и на наши человеческие связи, и на то как мы общаемся с окружающими нас людьми.
Возможно, что нам приходится жить в полном одиночестве, не имея вокруг себя братьев и сестер по вере, или таковых рядом с нами очень и очень мало. А когда мы читали послания семи экклесиям в первой и второй главах книги Откровения, то какие у нас возникли мысли? Напомнил ли нам тот или иной фрагмент из этих посланий какую-то известную нам ситуацию? И даже если мы сами не входим в состав какой-нибудь из наших экклесий, нам, тем не менее, всё равно интересно знать о взаимодействии и общении людей, особенно среди братьев и сестер. Семь общин верующих в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии поддерживали контакты между собой разными способами. У каждой из них были свои трудности. Даже если вы не принадлежите сами к какой-то конкретной экклесии, то, возможно, вам всё равно доводилось слышать о подобных проблемах, возникавших в той или иной группе верующих. Цель этих посланий семи экклесиям состоит в том, чтобы заставить нас думать. Вполне возможно, что, в результате, мы обнаружим тот или иной аспект своего поведения, который можно будет изменить или улучшить. Еще один вывод из этих посланий подразумевает, что ни одна община не является совершенной, поскольку каждая из них состоит из людей. Отсюда вытекает, что все экклесии имеют слабости и недостатки, а некоторым из них присущи и сильные стороны. Мы вполне можем извлечь важные для нас уроки из всего того, что Иисус говорит Иоанну про каждую из упомянутых им общин. Ввиду общей для всех нас человеческой природы, абсолютно каждый из нас имеет в себе отрицательные качества, в отношении которых нужно всегда оставаться начеку и против которых нужно бороться. Эти недостатки у каждого отдельного человека будут разными.
Говоря о сегодняшних чтениях по Спутнику, следует отметить, что из них тоже можно извлечь полезные для себя уроки.
Бытие 36 содержит жизнеописание Исава. Когда он жил в Ханаане, то его стада настолько разрослись, что земля уже не могла сносить ни его самого, ни его семью, ни все те стада, которыми они владели вместе с Иаковом. Оба брата прикладывали максимум усилий к разведению скота. Перед Исавом, таким образом, встала серьезная проблема, решение которой он увидел в том, чтобы перебраться жить в другую землю со своей семьей и со всеми своими животными. Если внимательно посмотреть на описание его семьи, то можно увидеть имена сыновей, которые у него родились в Ханаане, а также и внуков, что означает еще бóльшую потребность в новых территориях для проживания столь большого числа людей, останься они жить в этой земле. Увеличение богатства дома Исава привело к разделению и, в итоге, обусловило его уход от своего брата, что можно считать продолжением изначально случившегося между ними разлада, вызванного тем, что Иаков обманул их отца Исаака и унаследовал обетования, которые по праву первенца должны были достаться Исаву. Если бы Исав принял решение остаться в Ханаане, то напряженные отношения между братьями только усилились бы. Поэтому он и отделился от Иакова и его семьи. Примечательно, что задолго до них и Авраам с Лотом тоже вынуждены были расстаться по причине больших стад, которыми они владели, хотя в их случае оба остались в пределах ханаанской земли.
Псалом 37 – это один из псалмов Давида, написанных, судя по всему, на фоне совершенных им грехов в отношении Вирсавии и её мужа Урии. В стихах со 2-го по 8-й мы видим, что он хорошо понимал довлевшее над ним бремя человеческой немощи. Хоть Давид и преподносится в Библии как человек по сердцу Бога, но и он имел себе врагов и противников. Стихи 11 и 12 показывают, что даже друзья оставили его в трудный час, а некоторые искали возможности еще больше навредить ему или даже убить его, однако он был полон решимости обновиться духом (ст. 13-18). В стихах 19-20 Давид утверждает, что его возненавидели напрасно и что, в то время как он стремился к добру, ему пытались отплатить злом. Для нас самым важным будет понять, в чем состоит главный источник нашей силы, всегда открытый нам даже в тех случаях, когда мы удручены или нас считают за изгоев, или обходятся с нами плохо в то время как мы пытаемся делать добро (ст. 21-22). Давид, придерживавшийся именно такого подхода в своей жизни, смог противостоять как сиюминутным, так и будущим угрозам и трудностям, которые возникали перед ним раз за разом. Здесь же можно вспомнить и совет апостола Петра, призывающего нас делать то, что обычно дается нам с большим трудом: радоваться посреди выпадающих на нашу долю преследований, которым мы подвергаемся из-за своего стремления к праведности (2Пет. 3:14).
Далее, в Евангелии от Матфея, гл. 23, религиозные вожди Израиля имели достаточно времени для подробного ознакомления с учениями, чудесами, с образом жизни и служением Иисуса. Время его распятия и предшествовавших его смерти мучений приближалось. В Мат. 23:2,3 говорится, что пользовавшихся властью книжников и фарисеев следовало уважать и слушаться, однако их пути и собственный образ жизни нельзя было использовать в качестве примера. В своей жизни они стремились лишь к достижению собственной славы (ст. 5-7). Иисус же учит, что от его учеников прежде всего требуется смирение (ст. 8-12). Он объяснял и показывал, что его ученики должны отличаться от книжников и фарисеев кротостью и смирением. Вместо того чтобы восхвалять и превозносить свои собственные добродетели, и чтобы искать властного положения, его ученики призывались ко служению другим. Стихи 13-29 показывают ответ Иисуса на то, как книжники и фарисеи преподносили себя окружавшим их людям. Восемь раз он произносит фразу «горе вам», подчеркивая и выделяя те стороны их жизни, которые красноречиво свидетельствовали о их крайнем несоответствии положению, которое они занимали в Израиле. Произнося в их адрес эти обличения, он тем самым давал им понять, что о них думает Бог. И в то же время его слова еще больше и явственней обозначили ту пропасть, что существовала между их жизнью и его. Он жил так, чтобы каждый человек мог увидеть и понять, какой должна быть жизнь, посвященная служению Богу. Он изъяснял им Писания, а они непрестанно подвергали его всевозможной критике. Они так и не смогли уразуметь, что, помимо всего прочего, он исполнял своей жизнью пророчество. Вожди народа считали свое положение гораздо более важным по сравнению с необходимостью слушать Сына Божьего и внимать его учениям. Не обошел Господь в своем обличении и проблему накопительства и стяжания богатств – его слова, судя по всему, подразумевают, что предводители народа Израилева не выказывали в отношении окружавших их людей духа истинной щедрости и человеческой взаимопомощи (ст. 23).
В то время как Исав и Иаков были разделены физически и отчуждены друг от друга, Давид переживал отчуждение от окружавших его людей как по причине совершенного им греха, так и из-за того, что люди стали иначе относиться к нему. К счастью, он понимал, что может полностью положиться на Господа. В Мат. 23:34-36 мы читаем о том, насколько сильно фарисеи и книжники отдалились от Бога, и хоть они продолжали делать вид, будто служат Ему, на самом деле они отвергали и убивали Божьих посланников.
Что касается учеников Иисуса, то Мат. 23 преподносит красноречивый урок по поводу того, как не должен вести себя человек, служащий своему Спасителю. Ученикам тоже в будущем надлежало испытать преследование и гонения за свою веру, которую они проявляли перед остальными людьми. Они постоянно были с Господом в его служении и воочию видели, как он то и дело подвергался разного рода нападкам. О том, что в будущем учеников тоже ожидало преследование, Иисус говорит в завтрашнем нашем чтении – в Мат. 24:3-13 (см. также Мат. 5:11 и 44; 10:23). Самое трудная для нас задача – это выстоять до конца, сохраняя себя при этом отделенным от мира и продолжая двигаться по узкому пути навстречу Божьему Царству, ибо этот тот путь, который мы выбрали себе при крещении. Мы должны проповедовать окружающим людям свои убеждения и жить праведной жизнью.
Имея теперь перед собой символы хлеба и вина, мы вспоминаем о многих и многих трудностях, с которыми Иисусу пришлось столкнуться во время его земной жизни. Когда он выступал со своими речами в Мат. 23 и 24, то это было незадолго до самого главного испытания, выпавшего на его долю – принесение собственной жизни в качестве жертвы ради спасения людей, сопровождавшееся верой в то, что Отец воскресит его из могилы. И как сам Господь Иисус смотрел в будущее и видел ожидавшую его радость, так и мы должны поступать по его примеру, проникшись и исполнившись при этом чувством величайшей благодарности.
Джон Бэнярд (21.01.2018г.)