Отрывки для чтения: Ездра 9; Осия 10; Колоссянам 1.
Многие из тем Послания колоссянам имеют своим происхождением личный опыт Павла, пережитый им на пути в Дамаск. Савл из Тарса увидел воскресшего из мертвых Господа. Это был поворотный момент в жизни Савла, и именно с этого времени ожидал он, когда его униженное тело изменится подобно славному телу Христову, и надежда эта выражена следующими словами: «Христос в вас, упование славы» (Колоссянам 1:27).
Основание для подобной уверенности Павла (и нашей) можно найти в словах Иисуса, сказанных Павлу на пути в Дамаск. Мы читаем об этом в Деяниях 26:13-18, где Павел повествует о том, как он предстал перед царем Агриппой. Здесь подчеркиваются три момента.
Во-первых, Иисус ассоциирует себя с верующими: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Церковь состояла из людей, которые духовно представляли его тело, и поэтому он ощущал гонение лично. Иисус страдал со всеми, кого преследовал Савл. Павел развивает эту тему – церкви как тела Христова – в Посланиях колоссянам и ефесянам. Во-вторых, на пути в Дамаск Савл был просто сокрушен величием Иисуса, воскресшего из мертвых. Об этом же он повествует и в 1 главе Послания колоссянам, где изображает Силу Божью, как проявившую себя в воскресении Иисуса из мертвых, Первенца нового творения. В-третьих, в 1 главе Послания колоссянам Павел раскрывает верующим, как они были избавлены от силы тьмы и перенесены в царство Сына Божьего; здесь тесная связь со словами Иисуса, обращенными к Савлу на пути в Дамаск: «обратились от тьмы к свету».
Сегодня мы вместе с Павлом разделяем его уверенность и надежду, как разделили с ним одно и то же крещение. Павел писал римлянам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (6:3). В этих словах апостол ассоциирует себя с каждым из нас самым положительным и прямым образом – «все мы». И как полезно вспомнить глубокое значение нашего крещения и то, что все мы были соединены во Христе во исполнение определенного замысла Божьего: и Павел, и евнух царицы эфиопской, и Лидия, и тюремный страж в Филиппах, и Корнилий-сотник, и все наши братья и сестры в разных странах и землях. Это наводит на размышления. Мы знаем, что память о крещении была действенна для Павла всю его жизнь и наложила отпечаток на его дальнейшее повседневное существование. Хочется надеяться, что то же истинно и в отношении нас всех.
Мы, как ученики Христовы, получили фундаментальное руководство для нашей жизни из слов Иисуса Савлу на пути в Дамаск: открыть глаза, обратиться к свету, чтобы не быть уже более рабами греха, но детьми Бога через веру. Это поистине удивительные заявления, которые оказывают воздействие на нас и на наши дела. В Евангелиях Иисус говорит о свете, который он принес в мир, лежащий во тьме греха. Милостью Божьей мы избраны ходить во свете, ассоциируя себя с тем, кто есть свет миру. Существует множество цитат и речевых оборотов, которые говорят о драматическом эффекте воздействия Евангелия на нашу жизнь именно в этом плане: повернуть нас от тьмы к свету. Вроде бы, и простая метафора, но как много в ней глубокого содержания. Павел также свидетельствует колоссянам, что этот процесс включает удивительную перемену их статуса. Ибо, крестившись, мы уже не находимся под влиянием греха, но являемся сынами Божьими через веру. Мы – новые творения во Христе, из которых он – первый.
В Колоссянам 1:18-22 Павел говорит о превосходстве Христа. Именно его силу и власть увидел Савл на пути в Дамаск. Мы также, в свою очередь, признаём его главой тела – экклесии, через которого мы имеем примирение с Богом. Слова Павла здесь очень трогательны: «…умиротворив через Него, Кровию креста Его (стих 20)… и вас… ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его» (стих 22). Здесь секрет уверенности Павла (и нашей): «кровь креста Его», «тело плоти Его, смерть Его». В этих сильных словах – цена нашего примирения с Богом, – через смерть Сына, положившего свою жизнь за нас.
Но примирение это должно повлечь за собой и изменения в наших жизнях. Павел говорит Колоссянам (1:22), что отныне они должны быть «святыми и непорочными и неповинными» перед Господом. Это может показаться нам недостижимым идеалом. Как нам понимать эти слова? Нет сомнения, что мы должны во всеуслышание объявить о нашей приверженности стандартам Божьим, чтобы люди, с которыми мы ежедневно встречаемся, видели через наше поведение и наше свидетельство, что мы живем в Том, кто «умер, но и воскрес». Факт отвержения нами своеволия означает, что сами по себе мы не можем быть «святыми и непорочными и неповинными» перед ним. Не наши заслуги приведут нас в Царство Божье. Подобное положение может вызвать беспокойство и чувство вины. Но мир придет тогда, когда мы глубоко осознаем, что праведность наша – праведность от веры. Конечно, мы должны стараться походить на Христа, но в то же время и уповать на милость Божью, явленную в прощении наших грехов. Итак, наша уверенность основывается на словах Христа, обращенных к Савлу на его пути в Дамаск: «Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деяния 26:18).
Следовательно, святость и жребий с освященными, в конечном счете, есть дело веры в милосердие Божье, которое стирает наши грехи. Этому есть поразительные примеры в Писании – Колоссянам 2:12-14. Здесь слова Павла глубоко значимы как для него самого, так и для нас, когда он пишет об истреблении «учением бывшего о нас рукописания, которое было против нас». Оригинальное греческое слово, переведенное как «рукописание» имеет специфическое значение подписанного документа, официально подтверждающего долг. Слово «истребить» относится к процессу аннулирования документа при погашении долга. Чернила (надпись) как бы буквально истребляются, смываются с поверхности папируса (листа), который теперь можно использовать вновь. Но еще более распространенный метод при аннулировании документа – просто перечеркивание его наподобие буквы Х. Однако Павел не избирает этот общепринятый метод! Нет, он осознанно использует слово, означающее «стирание с поверхности». Если долг аннулирован просто перечеркиванием документа, то запись о нем остается видимой. Если же запись стерта полностью, документ перестает быть документом. Мы прощаем людей, но как часто мы всё равно помним о причиненной нам обиде; и это соответствующим образом сказывается на наших взаимоотношениях с ними. В противоположность этому, когда Бог прощает нас, наши грехи стерты, истреблены полностью. О них уже не помнят. Именно это всегда было отличительной чертой того нового завета, который изображает Иеремия: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (31:34). Поэтому мы должны доверять реальности Божьего прощения. Это часть основания, на котором мы строим нашу новую жизнь во Христе.
Псалом 102 – еще один сильный и удивительный пример прощения Божьего. Как мы можем измерить милосердие Божье по отношению к нам? Оно подобно высоте неба над землею, то есть, фактически, расстоянию, которое невозможно измерить. Псалмопевец свидетельствует: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (стих 12). Здесь говорится не о расстоянии от севера до юга, которое вполне можно определить, измерив его от Северного полюса до полюса Южного, но именно расстоянии от востока до запада, не поддающемся измерению и длящемся бесконечно.
Символы, хлеб и вино, напоминают о том, как люди распяли Господа славы, и очень полезно вспомнить сегодня о нем, как о воскресшем, прославленном Господе, о Том, кто встретил Савла на пути в Дамаск. Хлеб напоминает нам о крайней нужде возрастания Христа в нас, о необходимости глубокого знакомства с его учением, равнения на пример его жизни. Вино заставляет нас осознать цену прощения и душевного мира, которые мы обретаем через веру. Но мы должны признавать свои грехи. И это не значит, что нужно просто сказать: ‘Да, я сожалею’; ‘Да, я поступил плохо’; ‘Да, я больше так поступать не буду’. Нет! Это слишком легко. Мы должны смотреть на наши грехи, как на нечто ужасное и страшное, и оплакивать свое падение слезами покаяния. Мы не должны успокаиваться и почивать на лаврах прощения. И только избавившись от всякой гордыни и представ с искренним раскаянием перед Богом, можем мы получить его милость и разделить заново радость прощения грехов, вновь обрести душевный покой. Всё это дает нам любовь Спасителя, избавившего нас своей кровью и примирившего нас с Богом телом своим через смерть.
Мартин Хьюгс (13.11.2005г.)