Библейские чтения: 2-я Паралипоменон 16,17; Иезекииль 48 и Иоанна 17,18.
Израильтяне не сомневались в святости Бога. Только первосвященник мог войти в Святое Святых – и всего один раз в году – в день искупления. Это ясно демонстрировало греховность человека и пропасть, которая существовала между Богом и людьми. Но был один человек, который в одиночестве гор ночами приходил к Господу Богу Израиля в молитве. Речь идет о ночных беседах между Иисусом и его Отцом – личных и святых. Как свята эта глава! Это единственный длинный отрывок из таких бесед, дошедший до нас. Прекрасная молитва особенно, на фоне событий, описанных в главах 13-16. Хлеб преломлен, и вино испито. Иуда, «сын погибели» (Иоанна 17:12) ушел. Иисус говорил об уходе, о любви друг к другу и о самой необыкновенной любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Он также говорил о горе, но именно о своих учениках он молится в Иоанна главе 17 стихе 9: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои».
И здесь сокрыта удивительная мысль! Зная, что ожидает Его впереди – предательство, насмешки, пытки, унижения, и жестокое распятие – он всё равно предрекал им мир. От Иоанна 14:1 и 27: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте… Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». А также в главе 16 стихе 33: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир».
От Иоанна 17:1 мы читаем следующее: «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя…». Прославление – ключевое слово в этой молитве – что имел ввиду Иисус? Крест был славой Иисуса, некоторые утверждают, что никогда еще он не был так могущественен как во время смерти (на нем действительно была корона). Это была его слава, так как это было завершение его миссии. В стихе 4 Он говорит: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Ибо если бы Иисус не умер на кресте, Он оставил бы свое дело незавершенным, поскольку Он пришел в этот мир, чтобы показать любовь Господа Бога. Не завершив дела, получилось бы, что есть что-то, на что любовь Бога не была готова идти ради нас. Но, пойдя на крест, Иисус доказал, что нет ничего, на что бы не пошла любовь Иисуса к Богу. Тем самым Иисус через свою безграничную любовь к Отцу дал всем людям веру в безграничную любовь Бога к ним.
Но даже это не всё – слава Иисуса была славой Господа Бога. Ибо нет другого способа прославить Бога, как подчиниться воле Его. С самого детства удивительное послушание Иисуса привлекало к себе внимание. От Луки 2:52 говорится: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». Переходя через ручей Кедрон, идя в Гефсиманский сад, идя на Голгофу – Иисус доказывает, как далеко распространяется его послушание. К счастью, это не было концом! Воскресение Иисуса стало оправданием всего; это было доказательство, что люди могли сделать самое наихудшее, на что только были способны, но Иисус всё равно мог одержать победу над ним. Крест показывает нам, что люди думают об Иисусе из Назарета, а пустой гроб показывает, что Господь Бог думает о Сыне Своем. Слава воскресения уничтожили позор креста; Иисус прославился: он был распят и воскрес. Позже Павел будет говорить об этом во 2-м послании Коринфянам 4:4-6: «Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».
Также и в обращении к Филиппийцам 2:9-11: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
Иисус теперь вернулся к своим ученикам. Он говорит: «И всё Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них» (от Иоанна 17:10). Именно через учеников слава приходит к Иисусу, как через пациентов слава приходит к врачу. Но и тут Иисус еще не закончил; Он хотел, чтобы ученики увидели славу Его и разделили ее с Ним. Стих 24: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».
Каким глубоким смыслом наполнены эти слова: “И когда пойду и приготовлю вам место…” (от Иоанна 14:3)! Иисус знал, каким страданием для его учеников будут события следующих нескольких часов, и посмотрите какую заботу он проявляет о них: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы», от Иоанна 17:11.
Теперь мы видим две взаимосвязанные вещи: святость и единство – одно неизбежно ведет к другому. Святость есть центральное свойство имени и характера Бога. Ученикам, отделенным от мира, чтобы сохранить единство, о котором говорит Иисус, нужно оставаться святыми – то есть отстраниться от мирского зла. И как всегда, Иисус указывает путь для этого: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (от Иоанна 17:19).
Иисус святой в его беспредельной преданности и безупречном послушании Богу. В стихе 17 он говорит: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина». И через Иисуса слово становится плотью. То, что говорит Иисус совершенно понятно, ибо если мы готовы служить Богу, нам нужно и в себе нести частичку Божьей мудрости – Его заповеди, Его слово. Если мы хотим служить Святому Богу, то мы и сами должны быть святыми. Этот замысел об очищении и освящении берет начало из поступка Иисуса, когда он омыл ноги своих учеников. Иисус добавляет к своим словам: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам», от Иоанна 15:3.
Таким образом полная готовность и преданность Иисуса делу Своего Отца укрепило их единство; Так же должно были действовать и его ученики. Но Иисус еще дальше простирает свою молитву: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (от Иоанна 17: 20,21).
Эти слова о НАС! Что Иисус хотел от своих учеников, Он ожидает и от НАС тоже! Он хочет, чтобы мы целиком и полностью посвятили себя службе Господу Богу, и дали Его слову наполнить наши жизни, так чтобы мы освятились «в истине». Простой факт, заключается в том, что если мы не имеем такого желания, то не существует никакого способа, чтобы мы были едины с Иисусом и в Нем Самом.
Вновь мы обнаруживаем свидетельство огромной веры и уверенности Христа: тогда Его последователей было мало, они были неуверенными и еще не полностью осознавали замысел. Иисус знал, что они покинут его в час наибольшей нужды, и что впереди его ждал крест. Но он смело говорит о тех, кто поверит в Его имя через проповедь его учеников. Этот отрывок должен быть самым ценным для нас, потому что здесь он молится именно за НАС.
Как же это всё удивительно! Но есть один стих, который затмевает все другие, стих 13: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную».
Его слова обращены к его Отцу; но ранее Он уже говорил это своим ученикам: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна», от Иоанна 15:11. Поразительно, что после этой молитвы Иисус, через предательство, суд и унижение идет прямо на крест. Он больше ничего не говорит двенадцати ученикам.
И самое прекрасное и драгоценное для нас то, что последние слова Иисуса перед предстоящим испытанием были не отчаянием и обреченностью, а радостью и прославлением. И это то, что нам следует вспомнить сейчас в символах хлеба и вина.
Найджел Паттерсон (22.10.2017г.)