Ежедневные чтения: 3 Царств 8; Иеремия 34 и Марк 8.
Сегодняшняя глава из книги 3 Царств достаточно длинная, и она, в основном, сосредоточена на молитве освящения Храма. В начале содержится маленькая деталь, которую можно легко упустить. Нам рассказывается о том, как ковчег завета прибыл на свое последнее пристанище. Он являлся символом присутствия Бога среди народа Израиля. На деле, народ редко видел ковчег, потому что его накрывали завесой, когда переносили с места на место через пустыню. Когда Израиль располагался где-либо станом, ковчег ставили в Святом Святых, в которое входил лишь первосвященник один раз в году, а также Моисей. Несмотря на это, народ знал, что ковчег находится там. Они знали, как он выглядит, и у каждого в голове была картинка этого деревянного ящика, покрытого золотом, с золотым херувимом на крышке. Ковчег был особенным для всего народа. В книге Исход 25:22 сказано: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым».
По причине того, что ковчег являлся местом, где Бог встречался со Своим народом, скиния зачастую называлась «скинией собрания». К сожалению, позднее, во времена скорби, Израиль стал воспринимать ковчег скорее как талисман. Они думали, что он приносит им удачу. Если ковчег был у них с собой в битве, они считали, что точно не проиграют. В книге 1 Царств 4:3 сказано: «И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших». Израильтяне не понимали, что ковчег был важен не за то, чем он являлся сам по себе, но тем, что он символизировал. Один лишь ковчег не мог спасти их от врагов.
Сражаясь с филистимлянами во времена пророка Илии, израильтяне не только проиграли битву, но и потеряли ковчег. Он был захвачен их врагами. Поначалу филистимляне пытались хранить его в доме Дагона, известного филистимского бога. На следующее утро изображение Дагона было найдено павшим пред ковчегом. Все должны склоняться перед Господом Богом Израилевым. В этом содержится урок и для нас. В итоге филистимляне решили, что не могут хранить ковчег. Они отправили его обратно в Израиль, и он много лет стоял в доме Аминадава в Кириаф-Иариме (1 Царств 7:1,2). В конечном счете, ковчег прибыл в Иерусалим, хотя первая попытка царя Давида обернулась трагедией, ибо он не подготовился к этой задаче должным образом. Бог установил в законе Моисеевом, как именно необходимо было переносить ковчег, и так как Оза не следовал повелениям Божьим, он умер.
Ковчег был поставлен в шатре в Иерусалиме. Спустя некоторое время, в книге 2 Царств 7:2, Давид призывает Нафана пророка: «Тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром».
В глазах Давида это выглядело неправильно, что он, будучи всего лишь человеком, жил во впечатляющем дворце, построенном из дорогого кедрового дерева и лучших материалов, тогда как ковчег, символ Божьего присутствия среди народа, стоял в шатре. Он хотел сам построить достойный Храм. Однако, ему не было позволено сделать это, потому что, как сказал Господь Бог, Давид был «человеком крови». Он поразил множество людей в сражениях. Храм должен быть построен человеком мира. По этой причине храм был построен во времена сына Давидова, Соломона. Впрочем, Давид начал собирать необходимые материалы, чтобы все прошло гладко, когда Соломон станет царем. Многое из приготовленного было оплачено самим Давидом. Поэтому, будучи построен, Храм превосходно подходил для Господа Бога Израилева.
В книге 3 Царств 7:51 сказано: «Так совершена вся работа, которую производил царь Соломон для храма Господа. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его; серебро и золото и вещи отдал в сокровищницы храма Господня». Как только здание было завершено, они перенесли ковчег на его новое пристанище. В книге 3 Царств 8:4 говорится: «И понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты».
Они перенесли не только сам ковчег, но и скинию. Вкупе с великим множеством жертвоприношений, они объединили старое и новое. Временный шатер, который передвигался с места на место, был внесен в храм, задуманный как постоянное и вечное место пребывания. Это напоминало народу о том, что цель Божья не изменилась. Он все еще встречался с первосвященником раз в год с престола милости.
Святое Святых было подготовлено для ковчега, и в этот раз ковчег переносили правильно – люди несли его на шестах. Два шеста были столь длинными, что их было видно даже из святилища. Как только его установили под двумя херувимами из оливкового дерева в Святом Святых, священники вышли во двор. Весь дом Господень покрылся облаком, показывая, что слава Господня наполнила дом. Это была наивысшая точка религиозной истории Израиля; символ Божьего присутствия находился прямо в центре их служения.
Молитва Соломона в 3 Царств 8:23-24 выражает благодарность царя и народа за это великое благословение: «…Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в сей день совершил рукою Твоею».
Соломон тоже помнил обещание, данное Богом его отцу в стихе 25: «И ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: «не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут держаться пути своего, ходя предо Мною так, как ты ходил предо Мною»».
Нам мало чего сообщается о ковчеге завета после того, как он был оставлен в безопасности в храме. Однако, когда мы переходим к чтению Евангелия от Марка, нам напоминается, что мы можем извлечь уроки из повелений Закона Моисеева, но в нем уже нет необходимости для нашего спасения, ни для нашей встречи с Господом Богом. В Евангелии от Марка 8:31 сказано: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Иисус объяснил своим ученикам, что часть его работы в первое пришествие заключалась в том, чтобы он забрал грех посредством жертвы. После этого Бог более не встречался со Своим народом между херувимами, над ковчегом, но лишь через посредничество Господа Иисуса.
В Послании Евреям 9:15 сказано: «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное».
Итак, встретившись для того, чтобы вспомнить нашего Господа и преломить хлеб в воспоминание о Нем, мы помним, что ковчег являлся местом встречи с Господом Богом. Он символизировал Господа Иисуса, Которого мы воспоминаем в хлебе и вине. Через Него мы приближаемся к Богу с почтением.
Марк Шеппард (13.08.2017г.)