Библейские чтения: Второзаконие 24; П.Песней 4; Деяния 18,19.
Послание Филимону это просто глава, состоящая из 25 стихов. Оно было написано как частное письмо Филимону, его жене Апфии и их сыну и сподвижнику Архиппу. Но по милости Божией это письмо сохранилось и нашло свое место в Библии. Так со временем это личное письмо прочитали миллионы людей по всему миру. Письмо было о беглом рабе, который был собственностью Филимона, гражданина Колосса. Онисим, который был рабом в доме Филимона, украл деньги и бежал, в конечном счете, добрался до Рима.
К тому времени, Павел достиг Ефеса, где он поселился и прожил около двух лет (Деяния 19:10). Ефес был портовым городом, Павел активно проповедовал там, некоторые из его последователей и обращённых проповедовали в близлежащих городах. Таким образом, Евангелие быстро распространялось.
Спустя несколько лет после пребывания Павла в Ефесе, он был отправлен в Рим как пленник. Мы не знаем, как Онисим познакомился с Павлом, но благодаря работе Бога Онисим был крещен Павлом. Онисим чувствовал себя достаточно уверенным, чтобы рассказать о себе Павлу. Но это вызывало проблемы – что должен был Онисим сделать, чтобы поступить правильно? Павел достаточно чётко выразил своё мнение, что правильным для Онисима было вернуться к Филимону. Такие действия обычно рассматривались как опасные – но данные обстоятельства отличались от привычной ситуации. Павел хорошо знал Филимона и был уверен в том, что тот согласится принять Онисима обратно и простит его. Онисим согласился пойти, так как был уверен в том, что слова Павла будет достаточно. Павел не хотел, чтобы Онисим преодолел долгий путь (2,5 тыс. км.) в одиночку – поэтому он отправил с ним Тихика. У Онисима в кармане было письмо Павла к Филимону, а Тихик должен был передать послание от Павла экклесии в Колоссе, которая располагалась в доме Филимона.
Краткое письмо Павла к Филимону было составлено очень умело! Оно начиналось с теплого приветствия и слов о том, как Павлу приятно было слышать о вере Филимона и обо всем хорошем, что он сделал. Затем он упоминает деликатный вопрос о беглых рабах и умоляет Филимона принять человека обратно, как давно потерянного сына. Павел затем смягчает тон, пошутив по поводу имени Онисима, которое означает «выгодно». Стихи 10-12 говорят: «…прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце» (Послание к Филимону 10-12). Таким образом, мы узнаем, что Павел крестил Онисима, и теперь считает его своим сыном. Затем Павел немного усиливает мягкое давление, продолжая: «…Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного» (Послание к Филимону 13-16). Затем Павел добавляет: «Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне». Ну, как мог Филимон противостоять этому!
История о беглом рабе, вернувшемся к своему бывшему владельцу, была очень популярна в Колоссе. Ничего подобного до этого никто не слышал, а люди, которые знали Онисима, относились к нему недоверчиво. Но затем появилось объяснение: «Филимон и я теперь братья во Христе». В домашнем хозяйстве Онисим всё равно выполнял функции рабочего, а Филимон был хозяином дома – но между этими двумя людьми теперь существовала глубокая связь, глубокое уважение, теперь они были братьями во Христе.
Современные критики Библии обвиняли Павла в том, что он не вел борьбу против зла рабства. Они говорят: «…наверняка он должен был протестовать против этой ужасающей системы, позволяющей людям покупать и продавать мужчин, женщин и детей как скот. Разве не должен он был приказать Филимону освободить всех его рабов бесплатно?» Но Павел решил проблему другим способом. Попробуем представить себе, что мы сидим в большой комнате в доме Филимона воскресным утром. Тихик передал письмо экклесии старшего брата, и теперь попросил прочитать его вслух. Оно начинается в Послании Колоссянам 1:1,2: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе…» Позже он читает Послание к Колоссянам 3:12,13: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». Павел затем обращается к рабовладельцам в экклесии – в Колоссянам 4:1: «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах». Таким образом, Павел призывает владельцев рабов следовать высокому идеалу – они должны были относиться к рабам с уважением и вниманием. Рабов нельзя было заставлять работать до смерти и затем просто заменить. Вместо этого к ним нужно было проявлять доброту и достоинство. Таким образом, хотя слово «раб» превалирует, на практике к рабам следовало относиться как к обычным человеческим существам. Независимо от терминологии, к «рабам» следовало относиться как к свободным людям, как к человеческим существам с правами.
Что же Павел говорит, обращаясь к рабам в экклесии? Об этом мы читаем в Послании Колоссянам 3:22-24: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу…». Таким образом, он говорит об ответственности рабов выполнять свои обязанности в меру своих способностей во все времена, а работодатели должны были относиться к своим работникам с уважением и справедливостью. Таким образом, Апостол Павел выражает своё отношение к злу, которое приносит рабство – он не просто меняет терминологию, он поощряет новые перспективы в отношениях людей, основанные на взаимном уважении.
В этих посланиях упоминаются другие люди, и мы можем извлечь из них уроки. Возвращаясь к Колоссянам 4:7, мы читаем описание Тихика: «О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе…». Он заслужил любовь и уважение Павла как молодой человек, готовый пойти туда, куда его просил пойти Павел, чтобы служить братьям и сестрам. Павел очень хотел получить новости об экклесии в Колоссе по возвращении Тихика.
Затем мы узнаём об Онисиме, который был беглым вором, но согласился сделать немыслимое – вернуться у своему владельцу по доброй воле. Павел описал его как: «…верного и любимого брата…» Далее следует Аристарх, и Павел описывает его, как заключенного. Он покинул свой дом в городе Фессалоники и стал последователем Павла. Он был с ним в Ефесе, во время беспорядков, организованных Деметриусом, к Аристарху в то время отнеслись очень жестоко. Он смело разделял опасности и в Иерусалиме был арестован. Тот факт, что он был направлен в Рим для суда, свидетельствует о том, что, как и Павел, он имел римское гражданство.
Это удивительно, что Иоанн Марк упомянут здесь, но это очень приятно также. Он был в центре спора между Павлом и Варнавой, но время прошло. По прошествии времени Павел отзывался о нём очень тепло. Епафрас упоминается как ревностный брат из Колосс. Хотя на момент написания Послания он был с Павлом в Риме, он сделал большую работу в Колоссах и близлежащих городах – Иераполисе и Лаодикии. Мы можем представить себе, что братья и сестры собирались, чтобы получить известия о людях, которых они знали и любили, и получали сообщения о любви.
Чтобы подвести итог, давайте перейдем снова к посланию Павла к Колоссянам 3:14,15: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны»; и 2:12: «быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых».
Теперь мы переходим к символам, представляющим жизнь Иисуса, его смерть и воскресение, мы вспоминаем его заботу о других и его любовь к тем, кто был более внимательным к своим собственным ошибкам, а не к недостаткам других. И прежде всего, о его любви к тем, кто имеет полную уверенность в силе его воскресения из мертвых.
Дэвид Бадден (07.05.2017г.)
Скачать проповедь «Послание Павла к Филимону» в формате PDF: