Библейские чтения: Второзаконие 6,7; Екклесиаст 2 и Иоанна 19.
Наши сегодняшние чтения знакомят нас с двумя царями. У царя в Екклесиасте есть всё, однако без Бога и Его замысла в жизни он, можно сказать, беден и нищ. В Евангелии от Иоанна у царя, как кажется с первого взгляда, нет ничего, однако Он является Сыном Бога. Он наполнен замыслом Божьим и намерением достичь конечной победы над грехом и смертью. Как же это здорово, что именно этого второго царя мы сегодня вспоминаем через преломляемый хлеб и вино! Он преодолел в себе человеческую сущность, дабы исполнить волю Отца и открыть путь для нашего воссоединения с Отцом. Он вскоре возвратится на землю как величайший царь всего мира, который в мире и истине будет править землей для Своего небесного Отца. Он на самом деле заслуживает нашу любовь и повиновение; и только Он является тем образцом, к которому мы стремимся всю нашу жизнь.
Царь пустоты
Что мы знаем о царе из Еккл. 2? Он «сына Давидова, царя в Иерусалиме» (Еккл. 1:1) и во 2 главе Соломон испытывает все вещи, которые ему доступны благодаря его богатствам и силе. Молва о его богатствах ходила по всему свету, и многие цари и царицы приезжали к нему в гости, чтобы самим увидеть эти богатства, убедиться в его мудрости, посмотреть построенный им храм и преподнести свои подарки. Поэтому сложно представить что-то, чего у него не было. В Еккл. 2:1-3 он говорит о смехе и вине, мудрости и глупости, через которые он исследует человеческую натуру. Он говорит о домах, виноградниках, садах, которые он создал; а также о слугах, богатстве и развлечениях разного рода. Он себе ни в чем не отказывал, но в процессе испытания какой-либо вещи – «мудрость моя пребыла со мною» (2:9). Он сделал серьезные выводы из своих жизненных экспериментов: «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая [их]: и вот, все – суета и томление духа, и нет [от них] пользы под солнцем!» (2:11).
Всё это не имело ценности, пользы; это было подобно попыткам поймать ветер. Во второй части этой главы он рассматривает мудрость и добавляет некоторые детали, однако приходит к тому же умозаключению: мудрый или глупый, трудолюбивый или ленивый – все в конце своего жизненного пути умирают. Тем не менее, в 26 стихе уже виден намек на его заключительные выводы: «Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость». Этот вывод подтверждается последними стихами этой книги, в которых он говорит, что смысл есть только в повиновении пред Богом (Еккл. 12:13-14).
Царь смысла
Если мы вспомним Иисуса в его самые тяжелые минуты перед распятием, то мы увидим еще больший контраст между Ним и царем из Екклесиаста. Тогда перед римским правителем стоял человек, не имеющий никакого благосостояния, истекающий кровью, израненный и лишенный всякого человеческого достоинства. На Его голове был приводящий в ужас терновый венец и на теле багряная ткань. Все Его друзья покинули Его. Но тот же Пилат, тщеславный и корыстный правитель, при допросе дважды повторил: «я не нахожу в Нем никакой вины» (Иоан. 19:4 и 6). На самом деле враги Иисуса того не осознавая стали свидетелями того, кем был Иисус на самом деле и кем остается до сих пор – «Сын Божий» (7 стих) и «Царь Иудейский» (19 стих). Они не признавали Его положения, но Его поведение на протяжении всех испытаний и распятия демонстрировали Его великий характер. Положение Христа, Его статус был однозначно подтвержден последующим воскрешением (в завтрашнем чтении). Как это подтверждает и Иоанн (20:31) – положение Христа благодаря Его характеру и совершенным действиям вполне очевидно и неоспоримо: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». И мы следуем за этим Господом, который прожил жизнь, полную смысла и служения Отцу. Как же мы можем лучше служить и следовать за Христом?
Царские принципы
Господь Иисус день изо дня жил по Слову Божьему. Он делился Словом Божьим с Его учениками, и это было главным в Его служении (Иоан. 17:6-8). Труд во имя Отца поддерживал Его. В Иоан. 4:34 говорится: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Наше чтение во Втор. 6-7 замечательно показывает, что значит жить со Словом и замыслом Божьим и ставить его на первое место в нашей жизни. Израильский народ были в конце своего пути по пустыне и собирались завоевывать Обетованную землю. Моисей собирался прочитать им весь Божий закон, дабы подготовить их к новой жизни в обетованной земле. Слово Божье (если мы его придерживаемся) помогает и нам жить по воле Господней и в развитии братства.
Всё начинается с Втор. 6:2-3, где говорится, что великим благословением является страх пред Богом и соблюдение Его заповедей. К такому же заключению пришел и царь Соломон в Екклесиасте, как мы уже видели это раньше. Это должно быть основой и нашей жизни, как это было и для Иисуса. Если мы на самом деле знаем нашего Небесного Отца и наполнены благоговейным страхом пред Ним, то это будет влиять на наши поступки и поможет нам быть лучшими учениками. Поэтому нам нужно находить время для изучения Его Слова и молитвы, все лучше познавая Отца и понимая, как мы должны весть богобоязненную жизнь. Наша задача – познать Бога и делать то, что Он нам велит, как поступал и Иисус в своей повседневной жизни.
В стихах 4-5 говорится, что мы должны любить Бога всей своей сущностью. Он – Создатель всего и тот, кто обитает в свете, к которому не могут приблизиться грешные люди (1 Тим. 6:16). Посему Бог заслуживает истинного почитания. Бог нам даровал Иисуса, дабы чрез Него и Его праведность мы могли приблизиться к Нему. В этой жертве Бог показал Свою удивительную любовь, и будет правильно и логично, если мы будем отвечать тем же. Видя Бога в действии чрез Иисуса и в наших жизнях, мы учимся любить Его, как нашего заботливого Отца. Это также должно повлиять и на наше поведение и помочь нам следовать примеру Христа более ответственно и скрупулёзно.
Следующие стихи во Втор. 6 показывают, насколько важно Слово Божье и Его заповеди. Они должны быть в нашем сердце, именно об этом мы должны разговаривать, учить своих детей и других о Боге и ставить это главным приоритетом нашей жизни. Делая так, мы можем научиться контролировать наши действия и наполнить нашу жизнь Божьим замыслом и надеждой на Его Царство. В этом мире нет ничего более ценного. Эти принципы составляют основу всем последующим предостережениям Моисея к народу в этой главе. Если они будут в центре нашей жизни, то вероятность того, что нас затянет жажда богатств или других увлечений этого мира, очень мала. На самом деле Моисей говорит во Втор. 6:25: «И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам».
Царь славы
Сегодня мы вновь вспоминаем об Иисусе, который жил согласно всем этим заповедям и принципам Бога. Он преодолел в себе человеческую натуру чрез совершенную жертву, о которой мы вспоминаем через символы хлеба и вина. Когда он подошел к концу смертной жизни и Его страдания подошли к концу, Он сказал: «Совершилось» (Иоан. 19:30). Победа над грехом и смертью была достигнута. Это был апофеоз его ежедневной борьбы с искушениями; Его старания ради замысла Божьего и труд день изо дня на протяжении всей жизни не прошли даром. Это был вздох изможденного человека, который очистил Себя от всего эгоистичного и наполнил Себя духом Божьим. Через труд этого человека мы с вами примирились с Богом и теперь имеем надежду на воскрешение и Царство Божие. Этот труд заслуживает нашего ежедневного повиновения и любви к Господу, пока не придет время, и мы не воскликнем: «благословен Царь, грядущий во имя Господне!» Приди же, Господь Иисус!
Эндрю Хейл (23.04.2017г.)
Скачать проповедь «Подражая Царю» в формате PDF: